Тілдік нұсқа
Радио

мақала

Омирзак БЕККОЖА: РОЛЬ ИСЛАМА В КАЗАХСКОЙ КУЛЬТУРЕ
30 наурыз, 2015 жыл 366 Басып шығару нұсқасы

 


 


Культура и традиций казахского народа тесно переплетаются с исламскими ценностями. Так как культура является составной частью религии. Поэтому сейчас, когда идет мощное развитие информационных технологии необходимо еще глубже изучить наши национальные достояния, которые имеют большую роль в духовном развитии нашего государства.


Если глубже пересмотреть наше духовное наследие можно заметить, что казахская культура является частью исламского мира. Казахский народ в тяжелые для него периоды сумел выстоять все трудности, и только благодаря воле к свободе, высшему духу, патриотизму и истинной вере он смог сохранить свою религию, нацию. Мы, народ, который смог гармонично связать ислам с нашими традициями, и жить согласно им. Это истинный путь, который идет от наших предков. Обычай и традиции казахского народа неразрывно связаны с ценностями ислама. Хадисы нашего Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) были переданы из уст в уста казахов, стали образцом и примером обыденной жизни казахов. В целом, нет ничего удивительного в том, что история и культура, литература и наука наших предков, которые выбрали своим основным правилом законы шариата тесно взаимосвязаны с основами Ислама. Это историческая закономерность. У народа чьи обычай основаны на хадисах и суннах, а законы на основах Ислама не могло быть выбора другого пути. Поэты, акыны этого народа начинали свое слово с Аллаха, а батыры не выходили на поле боя без благословения, и сегодняшние потомки живут в мире и согласии, стремятся к светлому будущему и все это благодаря следованию Исламу, который на протяжении стольких веков обогащал духовные потребности казахского народа.


Такие города казахской земли, как Отрар, Сайрам, Туркистан, Озкент, Сыганак, Тараз, Баласагун внесли свой вклад в развитии исламской цивилизации, здесь родились великие ученые, которые своим глубоким знанием были известны всему миру. Великие философы и мыслители Абу Наср аль-Фараби, Ходжа Ахмет Ясави, Махмуд Кашгари, Мухамед Хайдар Дулати, Жусип Баласагун смогли объединить Ислам и сущность кочевников. И сегодня наследие этих великих ученых являются сокровищем исламской цивилизации, что опять таки доказывает, что Ислам играет большую и важную роль в мировоззрении казахского народа.


  


Влияние Ислама на казахскую культуру



Ислам начал распространяться на казахской земле с VIII века. На окраине города Тараз на сражении Атлах между арабским военачальником Зияд Ибн Салих и китайским  полководецем Гао Сяньчжи арабские войска одержали победу, Жетису и земли Восточного Туркестана были освобождены. Эта победа арабского войска стала причиной распространения Ислама в Средней Азии. Особенно, во время правления Караханидского государства, Ислам был объявлен государственной религией и начал процветать.  Религия Ислам – это величайшая религия, которая внесла большой вклад в развитии культуры и цивилизации человечества. Там, где был распространен Ислам всегда развивались наука, культура, были достигнуты большие высоты в области культуры и науки.


Роль Ислама в создании Казахского ханства (ХV-ХVIII ғғ.).                                      С момента создания Казахского ханства были установлены нормы мусульманского права. Начиная с Керея и Жанибека и заканчивая Кенесары ханом все ханы казахского народа управляли согласно законам щариата. К примеру, законы, которые были установлены Касым ханом и Есим ханом полностью соответствовали шариату. Доказательством этому является свод законов «Жети Жаргы» («Семь Установлений») Тауке хана. В системе законов «Жети Жаргы» указание социальной степени проповедников ислама ходжа показывает высокое социальное влияние Ислама к тому времени. Основные разделы таких сводов, как административное, преступное и гражданское право в должной степени основаны на шариате.


 


Роль Ислама в Независимом Казахстане


В настоящее время Ислам является силой, которая влияет на развитие нашего духовенства. В Казахстане традиционный Ислам распространяется посредством областных филиалов Духовного Управления мусульман Казахстана.


Перед тем как Казахстан еще не объявил свою независимость, в                   1990 году ДУМК был создан как отдельное религиозной объединение. В мире сейчас больше половины суннитов придерживаются Ханафитского мазхаба. А большая часть Ханафитского мазхаба в вопросах веры руководствуются систематизированной акидой Имама Матуриди. Основы имана, которые были приведены в единую систему учеными Матуридской школы широко распространены среди жителей Средней Азии, Турции, Китая, Индии, Пакистана. Особенно эта система хорошо распространена среди народов Турции. Безусловно, среди них есть мусульманы Казахстана.


На протяжении нескольких столетий культура казахского народа обогащается мазхабом Имама Абу Ханифы и в вопросах веры школы Имама Матуриди, которые основаны на Коране и Сунны. Мазхаб Абу Ханифы так гармонично переплетен с нашими традициями и обычаями, обыденной жизнью казахов. Корень этой религиозной школы глубоко лежит в нашей национальной сущности. Одним словом, Мазхаб Абу Ханифы – это золотое ядро казахского мусульманства.


С момента обретения независимости были реставрированы мечети и историко-культурные памятники. Были построены новые мечети и медресе. В настоящее время в стране функционируют 2500 мечетей.


При поддержке Главы государства в 2001 году в г.Алматы был открыт Египетский Университет исламской культуры «Нур-Мубарак». Это первый исламский университет, который подготавливает высоко квалифицированных имамов, исламоведов и преподователей арабского языка. Также, в стране функционируют 10 медресе.


22 марта 2005 года в г.Астана с участием Президента Нурсултана Назарбаева была построена одна из крупных мечетей страны «Нур-Астана».   На торжественном открытии мечети в своей речи Президент сказал: «Новая мечеть станет духовным и религиозным центром молодой столицы Казахстана, а ее здание своей особенной красотой украсит архитектуру города, что сделает ее неповторимой. Гости столицы знакомясь с мечетью придут к мнению, что Астана является столицей государства, которое придерживается одной из крупной религии мира ислама».


Также, в 2012 г. в г.Астана открылась мечеть «Хазрет Султан», которая вмещает в одно время до 5 тысяч человек, а во время мусульманских праздников сможет вместить до 10 тысяч человек.


Если посмотреть историю человечества, то культура не была создана сама по себе. Вся культура основывалась и развивалась на религиозной вере. Поэтому, в культурной и социальной жизни нашего народа роль ислама велика, а также можно с уверенностью говорить, что Ислам является неразрывной частью духовного наследия казахского народа.


Омирзак БЕККОЖА,
Уполномоченный имам ДУМК по Карагандинской области
 

 

Пікірлер

Поле не должно быть пустым!
Комментарий отправлен на модерацию.
    бас мүфти блогы бас мүфти блогы

    Күнтізбе

    Жоғары