Языковая версия
Радио

Статьи

Этика отхода ко сну в исламе
20 сентября, 2021 года 714 Басып шығару нұсқасы

Всевышний Аллах говорит в Коране, что создал день для движения, работы, поиска удела, а ночь – для отдыха и сна:

«Он – Тот, Кто сделал для вас ночь покровом, сон – отдыхом, а день – временем бодрствования» (Аль-Фуркан, 47).

Поэтому с наступлением ночного времени сон является неотъемлемой частью жизни каждого человека. Кроме того, посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) говорил: «Сон – младший брат смерти» (Суюти, II, 162). Если же к его словам добавить описание наступление смерти, которые приводятся в аятах, и личные наблюдения, то между ними действительно можно увидеть тесную связь:  

«Он – Тот, Кто усыпляет вас ночью и знает, что вы делаете днем. Затем Он воскрешает вас днем, чтобы исполнился назначенный срок (завершился срок вашей жизни). Затем к Нему вам предстоит вернуться, и Он поведает вам о том, что вы совершали!» (Аль-Анам, 60);

Отход ко сну происходит незаметно, а при пробуждении большинству людей кажется, что они спали всего несколько минут. То есть течение времени для спящего другое, нежели для  бодрствующего. Мудрость сравнения сна со смертью заключается в побуждении к размышлению о ней. Ведь это даже более эффективнее, нежели присутствовать на похоронах другого человека. Каждая ночь напоминает верующему о дне, когда он, заснув однажды, уже не проснётся в этой жизни:

«Аллах забирает души в момент смерти человека, а тех, час которых ещё не подошёл, – во сне. Он удерживает ту, которой предопределил смерть, а другую отпускает до определенного срока. Воистину, в этом – знамения для размышляющих людей!» (Аз-Зумар, 42).

Мусульмане практически во всех сферах жизни руководствуются религиозными адабами (этикой), благодаря которым улучшают свой нравственный облик, приближая его к нравственности Пророка (мир ему и благословение Аллаха). Разумеется, этика отхода ко сну, занимающего немалую часть жизни человека, также заслуживает особого внимания. Для верующих не будет правильным просто плюхнуться в постель и заснуть.

Сунна посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) показывает, как следует подготовить свои тело и душу для достойного проведения времени во сне, дабы оно также прошло в поклонении, и сердце не утратило бодрости. Например, прежде чем лечь спать, Пророк (мир ему и благословение Аллаха) непременно брал омовение (тахарат), ложился на правый бок лицом в сторону киблы. При этом правую ладонь подставлял под правую щеку и читал такие молитвы, как аят «аль-Курси», суры «аль-Ихлас», «аль-Фаляк», «ан-Нас», «аль-Кафирун». Помимо этого, Пророк (мир ему и благословение Аллаха) произносил: «Бисмикя Рабби рада’ту джянби уа бикя арфа’уhу. Фа ин амсакта нафси фархамhа. Уа ин арсалтаhа, фахфазhа би ма тахфазу биhи ‘ибадакяс-салихин». Смысл: «С именем Твоим, Господь мой, я улёгся на бок, и по воле Твоей я поднимусь. Если Ты заберёшь душу мою, то помилуй её, а если отпустишь, то защити её посредством того, чем защищаешь Ты Своих праведных рабов». После чего он засыпал, поминая Господа и размышляя о Его величии.

 

Ещё одна важная деталь этики сна мусульманина – одежда, и это касается не только ночного времени суток. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) не позволял себе оставаться обнажённым даже во сне. Он осознавал, что никогда не остаётся наедине с самим с собой. Человека всегда окружают ангелы, охраняющие от вреда джиннов и шайтанов, а также ангелы, записывающие его поступки, – Кираман катибин. В хадисе говорится: «Остерегайтесь оставаться нагими. Поистине, рядом с вами постоянно пребывают ангелы, которые отворачиваются от вас, лишь когда вы пребываете в отхожих местах и уединяетесь с супругами (в близости). Постыдитесь же их и проявляйте к ним уважение» (Тирмизи, Адаб, 42).

Относительно мытья (гусля, приема душа, ванны) ночью сказано: «Избегайте того, чтобы мыться ночью, не прикрывая интимных мест. В противном случае тот, кто однажды обнаружит себя сумасшедшим, пусть не удивляется своему положению» (Хаким).

Таким образом, верующие при любых обстоятельствах стараются соблюдать адабы относительно своего тела, и ведь Аллах Азза ва Джалля более достоин, чтобы Его стыдились: «Всевышний Аллах любит стыдливость и тех, кто покрывается. Поэтому старайтесь прикрываться, даже когда моетесь» (Абу Дауд). Относительно того, можно ли спать без одежды, если укрыться другим покрывалом (одеялом), – то это допустимо. Однако, учитывая, что во время сна человек не контролирует свои движения и по этой причине может оказаться раскрытым, лучше не рисковать. Ведь сон, как говорил Пророк (мир ему и благословение Аллаха), – это младший брат смерти. Не подобает верующему отправляться ко Всевышнему в непристойном виде, тогда как даже настоящего покойника омывают и заворачивают в чистый саван.

 

Пікірлер

Поле не должно быть пустым!
Комментарий отправлен на модерацию.
    бас мүфти блогы бас мүфти блогы

    Календарь

    Кітапхана

    Жоғары