Языковая версия
Радио

Статьи

Адабы дружбы и любви
13 марта, 2018 года 267 Басып шығару нұсқасы

Я прочел вам хадис посланника Аллаhа . Сподвижник Абу Разин (да будет доволен им Аллаh) сообщал, что благородный пророк   однажды обратился к нему: «Не указать ли тебе на основу того, посредством чего ты добудешь все благо земной жизни и того света?»

Что же это за основа, благодаря которой можно добыть благодать в этом мире и на том свете?

Посланник Аллаhа ﷺ  предписал в данном хадисе три поступка:

Первое:

عليك بمجالس أهل الذكر

 

«Придерживайся собраний людей, занимающихся зикром».

Второе:

Если вы не находитесь на таких собраниях, а пребываете в уединении, не с людьми, то пусть ваш язык будет занят зикром Аллаhа (Свят Он и Пречист), насколько это возможно для вас.

И третье:

أحب في الله وأبغض في الله

Если у вас есть контакт, отношения с теми или иными людьми, то любите человека ради Аллаhа, а если вы недолюбливаете кого-то, то это должно быть не из-за своего эго (нафса), не из-за низменной причины, мирской пользы или вреда, а исключительно ради довольства Аллаhа (Свят Он и Пречист).

После приведения данного хадиса пророк сказал Абу Разину о том, что если человек, чтобы выразить любовь к своему брату, поддержать связь, отношения с ним, порадовать его, выходит из дома для его посещения, то 70 000 ангелов присоединяются к нему. Один человек – и к нему присоединяются 70 000 ангелов, которые возносят мольбу о милости за того человека, который пошел посетить своего брата исключительно ради довольства Аллаhа.

Итак, пророк ﷺ  назвал Абу Разину три поступка:

Первое: «Придерживайся собраний людей, занимающихся зикром».

Второе:  «Если не находишься на таких собраниях, находишься в уединении, то совершай зикр Аллаhа самостоятельно».

Третье: «Люби ради довольства Аллаhа и недолюбливай ради довольства Аллаhа».

И пророк сказал: «если способен совершать все три эти действия, то так и поступи».

Шариат говорит о большой ценности любви к людям, их воодушевления. Поддерживайте отношения с людьми. Если кого-то встречаете, спросите его имя, поинтересуйтесь, как у него дела, как семья, как жизнь, можете ли вы чем-нибудь ему помочь. Не поступайте так, что даете лишь салям, разворачиваетесь и уходите. Воодушевляйте людей, разговаривайте с ними, поддерживайте отношения, любовь между вами.

В одном из хадисов благородный пророк  сказал: «Верующий – воплощение любви».

То есть каждый раз, вступая в контакт с людьми, он проявляет любовь к ним. И люди получают от него любовь, воодушевляются посредством него.

«И нет блага в том, кто не любит людей, и в результате люди не любят его».

Настоящая любовь – это любовь ради довольства Аллаhа.

В хадисе сообщается, что пророк  сказал:

الحب لله والبغض لله

То есть «истинная любовь – любовь ради довольства Аллаhа». И, если вы кого-то недолюбливаете, это тоже должно быть продиктовано любовью к Аллаhу и стремлением к Его довольству.

Как сообщает в одном из хадисов, пророк  сказал, что в День воскрешения Всемогущий Аллаh объявит:

أين المتحابون بجلالي

«Где те люди, что любили друг друга из-за Моего величия?»

Они собирались в земной жизни для поминания Аллаhа, разговоров о Нем, Его величии, величественности. Когда эти люди выйдут, Аллаh скажет:

اليوم أظلهم في ظلي يوم لا ظلَّ إلا ظلِّي (أو كما قال رسول الله صلى الله عليه وسلم)

То есть, как сообщал пророк , Аллаh скажет: «Я дам им тень в тени Своего трона сегодня – в тот день, когда иной тени не будет».

Мы просим Аллаhа, чтобы мы были среди числа этих людей. Мы собрались здесь исключительно ради довольства Аллаhа. Обратитесь к Аллаhу, чтобы Он дал нам ихляс (искренность), чтобы Он дал нам верное намерение, исправив наше намерение на то, чтобы мы сидели здесь лишь для воодушевления себя, приближения к Аллаhу.

Один из сподвижников спросил посланника Аллаhа : «Пророк Аллаhа, когда настанет воскрешение?»

Тогда благородный пророк сказал ему: «Что ты приготовил для него?»

Он ответил: «Я ничего не приготовил для него, кроме того, что люблю Аллаhа и Его посланника».

Благородный пророк  тогда тут же ответил:

المرْءُ مَعَ مَنْ أَحَبَّ

«В День воскрешения человек будет с тем, кого он любит».

Шейх Абдульхакк Дехлеви (да воздаст ему Аллаh благом) был великим хадисоведом, и наша цепочка передачи (санад) проходит через него, а также через хадисоведа Шаха Валиуллу Дехлеви (да воздаст ему Аллаh благом). Шейх Абдульхакк Дехлеви является авторитетной личностью в хадисоведении, и он в своей книге «Адаб-ус-солихин» привел хадис о том, что Аллаh создал ангела, половина которого изготовлена из огня, а половина – изо льда. И этот ангел постоянно молит Аллаhа: «О, Аллаh! Как Ты соединил во мне противоположные составляющие (огонь и воду), соедини так же и сердца праведников друг с другом!»

Попросите Аллаhа, чтобы Он сделал нас одними из праведников, сделал нас чистыми, набожными людьми, чтобы мы проявляли любовь друг к другу.

Мне бы хотелось назвать несколько адабов (норм этикета) проявления любви друг к другу. Мы встречаемся друг с другом в мечети, на работе, собраниях – каковы же адабы, как нам увеличить любовь друг к другу?

Первое – это то, что было названо благородным пророком ﷺ: «если любите человека, сообщите ему об этом»

То есть вы взаимодействуете с человеком и чувствуете к нему привязанность. Но понятно, что это должна быть настоящая, а не запретная любовь. Если кто-то будет цитировать этот хадис, говоря: если любишь кого-то, скажи ему, – и потом начнет рассылать смс и электронные письма: «В хадисе говорится, что, если испытываешь любовь к человеку, скажи ему об этом…» – понятно, что такое запрещено, не это подразумевается в хадисе. Смысл хадиса в другом: если любите кого-то, видите, что он совершает намаз, аккуратен и набожен, и ваша связь с ним приведет к близости с Аллаhом, и вы чувствуете расположение к этому человеку и хотите развить любовь, то, как говорил пророк , при желании ответной любви к вам скажите ему: «Я люблю тебя ради довольства Аллаhа». Когда вы скажите об этом человеку, он оценит вашу любовь и выразит свою любовь, и тогда будет построена связь, посредством которой вы станете ближе к Аллаhу.

Таков первый адаб: вы сообщаете о своей любви человеку.

Второе  когда любите человека, вы выделяете время на встречу с ним

Не ограничивайтесь лишь словами, никак не выражая свою любовь.

Говорится, что дружба – это две руки. Чтобы вымыть одну руку, требуется другая. Сама по себе рука не может должным образом очистить себя. Если вам нужно умыться, то вы моете левой рукой правую, а правой рукой левую. Каждая рука – на своем месте: правая – справа, левая – слева.

У каждого человека есть свое место, но, когда хотите выразить друг другу свою любовь, эта ситуация подобно тому, как две руки очищают друг друга. В любви требуются хорошие, сердечные отношения. То есть нужно встречаться друг с другом, иметь связь, навещать друг друга.

Есть рассказ о том, как один человек сказал своему отцу:

– У меня есть друг. Очень преданный и верный друг.

Отец хотел преподать сыну урок о том, какой у него друг, и какого друга следует приобрести. Он сказал сыну:

– Завтра отправимся к твоему другу. Вечером. В девять часов. Мне хочется увидеть, что это за друг.

Сын был счастлив, позвонил другу и сообщил, что рассказал отцу о дружбе, в девять часов вечера придет вместе с ним, чтобы навестить его. Друг охотно согласился, сказал, что это будет честью для него принять его вместе с отцом.

На следующий день, когда настало время идти в гости, отец специально задержался. Он сказал:

– Сейчас девять, пойдем в десять.

И все это время сын говорил отцу:

– У нас же назначено на девять.

Но отец его сдерживал:

– Ничего страшного, пойдем в десять.

В десять они прибыли к дому, постучали в дверь. Им открыл друг сына, сердитый, весь в гневе:

– В девять же договорились. Почему в десять пришли? Разве не в девять должны были подойти?

Отец посмотрел на сына и спросил:

– Это твой друг? Я разочарован. Пойдем, я покажу тебе своего друга.

Отец дождался полуночи – двенадцати часов ночи. А затем направился к своему старинному другу, которого не видел много лет. Постучал в дверь. Дверь открыли не сразу, причем с улицы в это время можно было услышать какой-то шум в доме. Наконец, пожилой человек открыл дверь. Отец с сыном увидели, что у этого человека в руках были палка, кастрюля и пакет. Такой вид впечатлил гостей, а пожилой человек тем временем обратился к пришедшему отцу:

– Я тебя так давно не видел, очень рад тебя увидеть.

Отец тогда спросил:

– А что это у тебя в руках? Зачем эта палка, кастрюля, пакет?

– Я увидел, что ты пришел посреди ночи, узнал твой голос. И подумал, что если ты пришел ночью, то, наверное, что-то стряслось. Может, кто-то хочет напасть на тебя, потому взял палку, чтобы отдать тебе. А может, ты голоден, поэтому взял кастрюлю с едой. А может, у тебя проблемы с деньгами, поэтому вот пакет с деньгами, если тебе нужно.

Отец тогда сказал сыну:

– Посмотри на своего друга и на моего.

Третий адаб поддержания наших отношений с людьми заключается в том, что иногда следует обмениваться подарками

При обмене подарков мы иной раз чересчур усложняем все: считаем необходимым пойти в магазин, купить дорогой подарок, обернуть в подарочную упаковку. От вас этого не требуется.

Однажды я пошел к шейху Сулейману (да продлит Аллаh его благость), учителю медресе «Дар-уль-улум Закария». Когда я сделал ему подарок, он тут же вышел из дома и принес мне в пакете картошку и помидоры. Он дал мне их, сказав, чтобы я взял их домой. Затем он сказал: "Сейчас люди устраивают сложности даже из обмена подарками. А вот традиционный путь прежних времен. Так раньше поступали для выражения дружбы и любви".

Один из адабов дружбы – вознесение мольбы (дуа) за вашего друга. Необязательно только при жизни. Даже после кончины человека, вспоминая друга, возносите за него мольбу.

И, наконец, последнее и самое важное – используйте вашу дружбу для исправления и совершенствования друг друга. Ваши отношения не должны быть только лишь дружбой. Иногда случается так, что люди находятся в дружеских отношениях десять лет, но стоит одному поправить другого – и дружбе конец. Используйте дружбу как средство совершенствования себя и приближения к Аллаhу.

Однажды господин Умар (да будет доволен им Аллаh) пошел навестить господина Салмана (да будет доволен им Аллаh), весьма пожилого сподвижника. Согласно одному из повествований, его возраст составлял 250 лет, а согласно другому, 300 лет. Умар (да будет доволен им Аллаh) был значительно моложе и спросил Салмана (да будет доволен им Аллаh), видит ли тот какие-нибудь недостатки в Умаре (да будет доволен им Аллаh). В первый раз Салман (да будет доволен им Аллаh) не назвал никаких недостатков и во второй раз тоже. Но затем, когда Умар (да будет доволен им Аллаh) настоял, Салман (да будет доволен им Аллаh) признал, что видит два недостатка:

а) Он слышал, что у Умара (да будет доволен им Аллаh) есть две пары одежды, то есть, если говоришь об аскетизме (зухд, воздержании от дуньи), почему же тогда у тебя сразу две пары одежды?

б) Во-вторых, он слышал, что Умар (да будет доволен им Аллаh), принимая пищу, употребляет два различных блюда (тут следует понимать, что мы говорим о том времени, когда был высокой уровень аскетизма).

Умар (да будет доволен им Аллаh) признал сказанное.

Из этого мы видим: если имеется связь, любовь друг к другу, используйте эту дружбу для приближения к Аллаhу. Скажите своему другу: "Если видишь во мне недостаток, поправь меня".

И, если он позволит, тоже поправляйте его. И весь этот процесс станет средством совершенствования и приближения к Аллаhу.

Да дарует нам Аллаh тауфик!

وآخر دعوانا أن الحمد لله رب العالمين

Муфтий Ибрагим Десаи аль-Ханафи, из книги: «Маджлисы», стр. 75-83

По материалам: http://islamdinr.ru/
muslim.kz

Пікірлер

Поле не должно быть пустым!
Комментарий отправлен на модерацию.
    бас мүфти блогы бас мүфти блогы

    Календарь

    Кітапхана

    Жоғары