Очень часто заболев, и мужчины, и женщины обращаются к врачу противоположного пола, не придавая этому никакого значения, даже при наличии нужного врача своего пола. Однако, согласно нормам Шариата, женщине разрешается посещать врача-мужчину, так же, как и мужчине - врача-женщину, лишь при определённых условиях.
Прошло то время, когда женщины консультировались, лечились и рожали при содействии и помощи женщин, практикующих лечебное дело, когда роды принимали повитухи, своего рода «акушерки» и поиски подобных «акушерок» не составляли особой трудности.
Тогда как в наше время многие мужчины избрали для себя профессией именно те специальности, которые касаются женского организма и физиологии - акушерство и гинекологию. Забегая вперёд, скажем, что посещение врача противоположного пола без крайней необходимости недопустимо и запрещено, особенно уролога, гинеколога и акушера. Поскольку сегодня не составляет особой трудности найти нужного специалиста своего пола. Тогда как всего каких-то лет сто назад и речи не было о том, чтобы женщину осматривал мужчина-гинеколог или же роды принимал мужчина-акушер.
Как известно, Шариат запрещает нам смотреть на аврат противоположного пола (у женщин авратом считается всё тело, за исключением овала лица и кистей рук, а у мужчин - часть тела от пупка до колен).
Имам ан-Навави в книге «Минхаджу-т-алибин» пишет, что запрещено смотреть, а, следовательно, и прикасаться, но то и другое допускается при необходимости, например, во время лечения. Имам аш-Ширбини говорит: «Что же касается того, когда в осмотре и прикосновении имеется острая потребность, то они допустимы, как, например, во время лечения, даже если это касается половых органов. Потому что в запрете подобного имеется огромное затруднение.
Мужчине разрешается лечиться у женщины-врача и наоборот, однако осмотр и лечение (когда речь идёт о женщине) должны проводиться в присутствии близкого родственника, с которым брак по Шариату запрещён, мужа или надёжной, доверенной женщины. Конечно же, если мы будем следовать мнению, что допустимо уединение одного мужчины с двумя женщинами, а этому мнению и отдало предпочтение большинство мусульманских учёных.
Так же условием является отсутствие женщины, практикующей в этой области. Ещё одним условием является, что бы он (мужчина врач) не был зимий (немусульманин, живущий в мусульманском государстве), если есть врач-мусульманин. Если мы не найдём для лечения женщины никого, кроме неверующей женщины и мусульманина, мы должны отдать предпочтение немусульманке, потому что её взгляд и прикосновение не столь тяжкие в запрете, нежели мужские, так как ей (немусульманке) разрешается смотреть на те части тела мусульманки, которые выявляются в обиходе, во время работы.
Имам аль-Булькини упорядочил последовательность тех, к кому разрешается приходить на осмотр и лечение. Если пациент - женщина, то её лечением должна заниматься мусульманка, если такой нет, то мальчик-мусульманин, не достигший юношеского возраста, затем мальчик-немусульманин, не достигший юношеского возраста, после - неверующая женщина, затем её (пациентки), махрам (близкий родственник, брак с которым ей запрещён)-мусульманин, затем её махрам-немусульманин, затем посторонний мусульманин и только потом посторонний немусульманин.
В книге «аль-Кафи» ещё говорится, что врач должен быть доверенным и при наличии такого не разрешается идти к недоверенному. Имам аль-Маъварди добавил ещё два условия:
1) чтобы во время осмотра и лечения была уверенность, что не будет совершено прелюбодеяние,
2) чтобы не оголялось часть тела больше необходимого. В книге «Мугниль-мухтадж» пишется: «Смотреть и прикасаться к посторонней женщине запрещается лишь тогда, когда в этом нет крайней нужды. А когда же в этом будет необходимость, это разрешается. Необходимостью считаются следующие ситуации (в первых трех ситуациях разрешается только смотреть):
1) Во время заключения торговых сделок;
2) Во время свидетельствования и дачи показаний в суде;
3) Во время обучения религиозным наукам, как обязательным, так и желательным;
4) Во время лечения и ухода за больным, ибо запрет этого утяжелял бы ситуацию, а Ислам - это религия лёгкости и снятия трудностей. Потому что в Коране сказано: «И не сделал Всевышний трудностей в религии» (сура «аль-Хадж», аят 78). وَمَا جَعَلَ عَلَيْكُمْ فِي الدِّينِ مِنْ حَرَجٍ (سورة الحج آية 78)
Врачу-мужчине разрешается смотреть на всё, если ему это необходимо для лечения. В хадисе, переданном Муслимом, говорится: «Для всякой болезни есть лекарство» (Сахиху Муслим, 4084).
لِكُلِّ دَاءٍ دَوَاءٌ (صحيح مسلم 4084)
О желательности лечения свидетельствует следующий хадис, переданный сподвижником Пророка (салляллаху аляйхи васаллям) Джабиром (да будет доволен им Аллах):
«Умму Саляма попросила разрешения у Посланника Аллаха (салляллаху аляйхи васаллям) сделать кровопускание, тогда Пророк (салляллаху аляйхи васаллям) повелел Абу Зайбату (да будет доволен им Аллах) сделать ей кровопускание».
Мужчине разрешается лечить женщину, когда в этом имеется необходимость, и при этом нет женщины, способной лечить, подобно тому, как и женщине разрешается лечить мужчину, когда в этом есть острая необходимость, и нет мужчины, способного лечить.
Однако мужчине не разрешается лечить женщину, кроме как в присутствии её махрама, мужа или доверенной женщины. А когда найдётся благочестивый и богобоязненный врач, идти к другому не разрешается.
Тогда же, когда Шариат разрешает смотреть и прикасаться к представителю другого пола в целях лечения, разрешается это лишь по мере необходимости (то есть нельзя смотреть и прикасаться больше необходимого), потому что взгляд при осмотре разрешён лишь из-за острой необходимости или нужды, а острая необходимость или нужда определяются лишь в том размере, который необходим для снятия труда и осуществления цели.
Во время лечения врачу разрешается смотреть лишь на тот участок тела женщины, в осмотре которого есть необходимость, а также в присутствии, например, махрама, мужа, доверенной женщины, а также при отсутствии женщины, способной лечить, потому что взгляд представителя одного пола к представителю того же пола легче по тяжести запрета и греха и имеет менее пагубные последствия.
Ибн Хаджар в книге «Фатхуль-Бари» пишет «Что касается данного вопроса, то разрешается лечиться у посторонних при необходимости и пределы допустимости, дозволенности (взгляда, прикосновения) определяются по мере необходимости в осмотре, прикосновении рукой и т.д.»
В книге «Мабади аль-муашира аз-завджия» говорится: «Ни в коем случае врачу не разрешается, даже если он гинеколог или акушер, смотреть на интимные части женского тела при наличии врача-женщины той же области. Тогда же когда мужчина-врач осматривает, лечит (женщину) или же принимает роды из-за отсутствия женщины-врача, обязуется скрывать из женского тела, те участки, в оголении и осмотре которых нет необходимости».
При составлении статьи была использована следующая литература:
«Мабади аль-муашира аз-завджия»;
«Аль-фикхуль-ислямий»;
«Аль-мутамад филь-фикхи аш-Шафии»;
«Аль-фикхуль-манхаджий»;
«Мугниль-мухтадж»;
«Минхаджу-т-талибин».
Пікірлер