Языковая версия
Радио

Статьи

Ренессанс в истории Исламской цивилизации
14 ноября, 2018 года 103 Басып шығару нұсқасы

В Священном Коране есть множество аятов, призывающих людей задуматься о величии Создателя, изучать созданное Им, чтобы больше укрепиться в богобоязненности. Коран призывает людей размышлять о таких творениях, как небеса, земля, звёзды, растения, животные, день и ночь, призывает задуматься о природе самого человека и других созданий.

Человеку было вменено в обязанность приобретать знания и обустраивать свою жизнь на земле, помня о милости Творца и тех благах, которыми Он наделил его. Достаточно сказать о том, что первыми аятами Священного Корана, которые Всевышний Аллах ниспослал Своему Посланнику (с.а.с.), были: «Читай во имя Господа твоего, Который сотворил. Сотворил человека из сгустка (крови). Читай, ведь твой Господь – щедрейший. Он научил посредством письменной трости – научил человека тому, чего тот не знал» (Сура «Сгусток», 1 – 5 аяты).

Побуждение к чтению и письму были первыми повелениями божественного откровения. И верующие откликнулись на призыв своего Господа к поиску и приобретению знаний. Они устремились к изучению Корана и различных его наук, неуклонно следуя за Посланником Аллаха (с.а.с.), который сказал: «Приобретение знаний – обязанность каждого мусульманина и мусульманки», и ещё в средние века, в эпоху праведных халифов, заложили тот фундамент, на котором стоит современная цивилизация и культура.

Аль-Хасан аль-Басри, да смилуется над ним Аллах, сказал: «Чернила ученых будут взвешены с кровью мучеников (павших за веру, шахид), и чернила ученых перевесят кровь мучеников». А Ибн Мас‘уд  говорил: «Приобретайте знание до того, как оно будет вознесено, а вознесение его – это исчезновение ученых. Клянусь Тем, в чьих руках моя душа, что мужи, которые пали смертью на пути Аллаха мучениками за веру, жаждут, чтобы их воскресил Аллах учеными, так как они видят честь, оказанную тем. Никто не рождается ученым, ибо знание [приобретается] стремлением к нему». Ибн ‘Аббас  говорил: «Повторение науки в некоторый промежуток ночи для меня милее, чем проведение всей ночи в молитвах». Подобное также сказали Абу Хурайра и Ахмад ибн Ханбал, да смилуется над ними Аллах! Аль-Хасан аль- Басри в толковании слов Всевышнего Аллаха:

                         ًًََََْرَّابَناآِتَناِفالُّدْنَياَحَسَنةَوِفالِخَرِةَحَسَنةَوِقَنا َعذاَبالَّاناِر

«Господь наш! Даруй нам в мирской жизни добро и в загробной жизни добро» (Коран 2:201) сказал: «Добро в мирской жизни (ад-дунья) – это знание и поклонение [Богу] (‘ибада), а добро в загробной жизни (аль-ахира) – это Рай». Одного из мудрецов спросили: «Что лучше всего приберечь?» он ответил: «То, что, если утонет твой корабль, выплывет с тобой», то есть знание. Говорят, что под затоплением корабля он имел в виду смерть тела. Некоторые мудрецы также говорили: «Кто сделал премудрость уздой для себя, того люди признают имамом, и на того, кто известен своей мудростью и знанием, люди обращают взоры с почитанием».

Со времени пророка Мухаммада ﷺ, который возобновил призыв всех пророков к единственной истинной религии – Исламу, начинается период подъема науки, названный «Золотым веком Исламской цивилизации» или «Мусульманский Ренессанс». Распространение Ислама на обширные территории и образование мощного государства способствовало бурному развитию во всех областях знаний тех времен: химии, физике, астрономии, математике, географии, медицине, ботанике, истории, лингвистике, а также во многих других науках.

В период правления династий Омейядов (вторая половина VII – начало VIII в.) и Аббасидов (VIII в. – XIV в.) в духовной, интеллектуальной, научной и культурной областях был сделан такой прорыв, какого не знала история человечества. Этот прорыв стал отправной точкой для развития различных народов и основанием для эпохи Возрождения, толчком к новым открытиям и исследованиям.

Наследие мусульманских учёных в различных областях знаний, в том числе шариатских и естественных науках, представляет собой неиссякаемый источник, из которого черпают знания поколения мусульман вплоть до наших дней.

С развитием филологических и естественных наук в Багдадском халифате, а затем и в других арабских государствах возникают различные научно-учебные центры: начиная с VIII в. действуют грамматические школы в Басре, Куфе и Багдаде. В 830 г. в Багдаде была создана академия "Дар аль-улюм" ("Дом наук"). В 972 г. в Каире был основан университет Аль-Азхар. Высокого развития образование достигло на арабо-пиренейских землях. В X в. в одной только Кордове (территория современной Испании) было 27 медресе, где преподавали медицину, математику, астрономию и философию.

Здесь следует отметить, что выдающиеся достижения мусульман в культурной и научной областях объясняются, прежде всего, их искренней верой в Аллаха и Судный день, их преданной любовью к своему Господу, Его Посланнику (с.а.с.) и Его религии, следованием Корану и Сунне, которые побуждают проявлять интерес и терпимость к культуре других народов, уважение к научным исследованиям, стремление к знаниям.

Здесь указаны лишь некоторые фрагменты того исторического богатства, которое оставили после себя первые мусульмане. Отсюда, из исламского халифата и мусульманских университетов Андалусии (Испании), научные познания и результаты исследований распространились в Центральную Европу – через Болгарию, отчасти через королевство Фридриха II Сицилийского, где ими вдохновились итальянские города, а также через Омейядский (Кордовский) халифат в Испании.

Таким образом, первые мусульмане, распространяя ислам и призывая народы мира к Истине, за кратчайший промежуток времени достигли высочайших вершин в науке и культуре, а исламский халифат стал на длительное время центром духовной жизни, интеллектуального развития и цивилизации, импульсы которого проникли во все части известного в то время мира. Более трёх четвертей тысячелетия блеск и цивилизация халифата распространялись далеко, на три части света: Азию, Африку и Европу. Научные знания и открытия мусульманских учёных, основанные на Коране и Сунне и изложенные в различных научных трудах на арабском языке, определяли тот уровень, который мы сегодня по праву называем мировым.

 

Пікірлер

Поле не должно быть пустым!
Комментарий отправлен на модерацию.
    Жоғары