Языковая версия
Радио

Статьи

О ценности времени (Часть 2)
19 ноября, 2018 года 290 Басып шығару нұсқасы

Ни один народ, ни одно общество не желает умереть, просуществовав только одно поколение. И тут проявляется другая черта человека, на которую непосредственно влияет осознание времени и собственной смертности - желание оставить после себя наследие.

Всевышний Аллах обратился к неверующим с упреком за растрату жизни, за проведение ее в неверии и отказ от перехода от неверия к вере, несмотря на долгую жизнь, которую даровал им Аллах:

«Разве Мы не даровали вам жизнь достаточно долгую для того, чтобы опомнился тот, кто хотел опомниться? Да и предостерегающий увещеватель приходил к вам. Вкусите же (наказание), ведь нет для беззаконников помощников» (Сура «Фатыр», 37 аят).

Следовательно, Всевышний сделал благо долгой жизни поводом для размышлений, а жизнь человека – доводом против него, поскольку посланники и увещеватели являются также доводами и свидетелями над ним. В своем комментарии к данному аяту Ибн Кясир писал:

«Это означает: разве не было у вас этой жизни, и разве не было в вашем распоряжении достаточно лет, что, будь вы – из числа тех, кто извлекает пользу из знамений и следует истине, вы бы так и поступили при жизни?»

Катада утверждал:

«Знайте же, что продолжительность его жизни – довод против него, поэтому не дай Аллах нам оказаться осмеянными и обвиненными из-за нашей долгой жизни».

В своем сборнике «Сахих» имам Бухари со слов Абу Хурейры приводил следующие слова Пророка (да благословит его Аллах и приветсвует):

«Аллах не примет оправданий того, чей миг смерти был задержан Аллахом до шестидесятилетнего возраста».

В сборнике «Муснад» имам Ахмад со слов Абу Хурейры приводил следующее высказывание Пророка (да благословит его Аллах и приветсвует):

«Кому Аллах дает жить шестьдесят лет, от того Он не примет никаких оправданий о скоротечности жизни».

Иными словами, Аллах не оставил никаких уважительных причин, за которые может ухватиться человек, и не будет для него никаких оправданий, ведь Аллах дал ему столь долгую жизнь.

Существует и много других аятов, которые обращают наше внимание на величие этого первостепенного блага. И достаточно одного того факта, что Всемогущий Аллах клянется временем во многих аятах Своей священной Книги, уведомляя нас о ценности времени и сообщая нам о его важности. И Всевышний клянется такими отрезками времени, как рассвет, утро, закат, ночь, день, дополуденное и предвечернее время:

«Клянусь ночью, когда она закрывает (солнце)! Клянусь днем, когда он раскрывается!» (Сура «аль-Ляйль», 1-2 аяты);

«Клянусь ночью, когда она отступает, и зарей, когда она занимается!» («аль-Муддасир», 33-34 аяты);

«Клянусь ночью, когда она отступает, и рассветом, когда он забрезжит!» (Сура «Ат-Таквир», 17-18 аяты);

«Клянусь вечерней зарей и ночью, и тем, что она окутывает!»(Сура «Аль-Иншикак», 16-17 аяты);

«Клянусь зарей и десятью ночами!»(Сура «аль-Фаджр», 1-2 аяты);

«Клянусь утром! Клянусь ночью, когда она становится покойной!» (Сура «Ад-Духа» 1-2 аяты);

«Клянусь временем,воистину,человек–в убытке»(Сура «Аль-Аср» 1-2 аяты).

Следует отметить, что все утверждения, которые Аллах сопровождает клятвой временем, обладают особой важностью. И в двух случаях это имеет отношение к заверению Пророка в том, что Аллах не покинул его вопреки подобным утверждениям многобожников, а также к тому факту, что все человечество – в убытке, за исключением тех, кто верует и совершает добрые дела:

«Клянусь утром! Клянусь ночью, когда она становится покойной!Не покинул тебя твой Господь и не возненавидел» (Сура «Ад-Духа» 1-3 аяты);

«Клянусь временем, воистину, человек – в убытке, кроме тех, которые уверовали, совершали праведные деяния, заповедовали друг другу истину и заповедовали друг другу терпение!» (Сура «Аль-Аср» 1-3 аяты).

В комментарии к суре «Аср» имам Фахруддин Рази (милость ему Аллаха) писал:

«Аллах поклялся асром (временем) из-за его чудесных свойств, ведь именно в нем происходит хорошее и плохое, здоровье и болезни, богатство и бедность, и из-за того, что ничто не сравнится с его ценностью и важностью. Ведь если вы попусту растратите тысячу лет, но затем раскаетесь и добудете счастье в последний миг этой жизни, то вы будете вечно пребывать в раю и знать, что самой большой ценностью вашей жизни был этот миг. Поэтому время – одно из основополагающих благ, и Аллах клянется им и подчеркивает тот факт, что ночь и день – это возможности, впустую растрачиваемые человеком! И время имеет бо́льшую ценность, чем пространство, поскольку время – это чистое благо без недостатков, и человек может винить в неправильном использовании времени лишь самого себя».

Это небольшая цитата из благородной книги имама о ценности времени и о причине, по которой оно является одним из основополагающих и важнейших благ.

Если говорить о поступках и словах Пророка (да благословит его Аллах и приветсвует), то здесь вышеуказанный факт проявляется еще более явным и отчетливым образом. Бухари, Тирмизи и Ибн Маджа сообщали со слов Ибн Аббаса (да будет доволен ими Аллах) о следующем высказывании Пророка (с.а.с): «Есть два блага, которые многие люди теряют: здоровье и свободное время для добрых дел».

Время – драгоценное благо и великий дар, значение которого осознается и воплощается только успешными людьми, идущими верной дорогой, ведь в хадисе говорится: «...которые многие люди теряют...» (то есть лишь меньшинство извлекает пользу из этих благ, а большинство людей оказываются безуспешными прожигателями жизни).

Здесь также уместно привести некоторые высказывания о времени великих ученых:

Имам Шафии (да будет доволен им Аллах) говорил: «Я сопровождал суфиев и могу сказать, что получил пользу ровно от двух их высказываний. Первое: "Время – это меч: либо вы им воспользуетесь, либо оно убьет вас". И второе: "Займи свою душу добром, иначе она займет тебя злом"»;

Абдулла ибн Масуд, известный сподвижник Пророка (с.а.с) говорил: «Я никогда ни о чем не сожалел больше, чем о дне, в котором при заходе солнца моя жизнь укорачивается, а благие дела так и не увеличились»;

Праведный халиф Умар ибн Абдиль-Азиз (да будет доволен им Аллах) сказал: «Ночь и день всегда работают на вас – так, работайте же и вы в них»;

Хасан Басри (да будет доволен им Аллах) сказал: «О, потомок Адама! Ты – лишь собрание дней. И с каждым днем уходит частичка тебя». Он также сказал: «Я видел людей, которые к своему времени относились трепетнее, чем вы – к своему золоту и серебру».

Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) направил нас к осознанию ценности времени и способу извлечения из него пользы. Об этом говорится во многих хадисах, например: "Верующий находится между двумя страхами: о прошедшем в незнании расчета Аллаха и о будущем в незнании предопределенного Аллахом". То есть люди должны воспользоваться собой и своей нынешней жизнью от молодости до старости, от юности до смерти для обеспечения жизни будущей.

 

Пікірлер

Поле не должно быть пустым!
Комментарий отправлен на модерацию.
    бас мүфти блогы бас мүфти блогы

    Календарь

    Кітапхана

    Жоғары