Ни для кого не секрет, что обо всех правилах этикета нам поведал в своих хадисах наш достопочтенный Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует). На сегодняшний день среди последователей нетрадиционных религиозных течений есть разногласия по этому вопросу, поэтому хотелось бы внести разъяснения о том, разрешается ли вставать, проявляя уважение к алимам, родителям, благочестивым мусульманам, или запрещается, является это сунной или нежелательным действием. Если это не разрешено и не практиковалось во время Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, то мы должны все, подняв руки, отрицать это, а если это практиковалось во время Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, или во время праведных предков, и есть положительные мнения ученых, то мы должны принять это. А личное мнение и принципы в данном вопросе необходимо отбросить.
В достоверном хадисе пишется: «Когда к Посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, приходила его дочь Фатима, он вставал со словами приветствия, целовал и, держа за руку, усаживал ее рядом с собой. И Фатима, да будет доволен ею Аллах, также вставала, когда приходил Посланник Аллаха, оказывая ему уважение». (Бухари, 947, Абу Дауд, 5217, Тирмизи, 3872, Насаи, 355, Байхаки, 101/7).
Посланник Аллаха (с.а.с) не говорил: «Не вставайте» или «Этого нельзя делать», они вставали в знак уважения.. И для нас является сунной следовать этому пути.
Однажды, когда подошел старший из мединских сподвижников (ансаров) Саъду бин Муаз, Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Вы вставайте перед своим старшим» (Бухари, 3023, Муслим, 4571, Абу Дауд, 5215, Ахмад 22/3).
Аби Хурайра передает, что сподвижники вставали, когда вставал Пророк, и продолжали стоять, пока не увидят, что Пророк зашел в один из домов своих жен (находящихся рядом с мечетью). Также, когда Пророк заходил к ним, они вставали.
К имаму Ахмаду как-то зашел Абу Ибрахим аз-Зухрий и поприветствовал имама Ахмада. Когда имам Ахмад увидел его, он вскочил и проявил уважение к нему, и когда тот ушел, сын имама Ахмада, Абдуллах, сказал отцу: «Отец, Абу Ибрахим моложе тебя и ты встаешь навстречу ему?», имам Ахмад ответил: « Мой сын, ты не упрекай за то, что встают навстречу потомку Абдуррахмана бин Ауфа (сподвижник Пророка)». («Мавсуат-уль Юсуфият» стр. 209).
Имам ан-Навави в книге «Аль-Азкар» пишет: «Вставать, проявляя уважение к благочестивому человеку, алиму, родителям или старшим родственникам, является желательным (мустахаб), и это должно быть сделано для выражения почтения и уважения, а не для показухи, и это то, что практиковали праведные предки….» («Аль-Азкар» стр. 305). Также, мы должны знать, что в хадисе говорится: «Тот, кто желает, чтоб перед ним вставали, пусть уготовит себе место в Аду» (Ахмад 91/4, Бухари, 977, Абу Дауд, 5229, Тирмизи, 2755). В книге «Фатх-уль Муин» говорится, что запрещается желать, чтоб вставали перед ним. Во времена невежества знатные и богатые люди платили деньги, чтобы вставали когда те зайдут, проявляя этим самым гордыню. И этот хадис адресуется таким людям, тем, кто желает и заставляет вставать перед ними из-за гордыни, поскольку гордыня является качеством грешников.
Пікірлер