Слово «покаяние» — великое слово, оно имеет глубокий смысл в отличии от того, что думают о нём многие. Покаяние приносится языком, но человек сожалеет о своём грехе и размышляет над высказыванием Всевышнего: «Чтобы вы просили прощения у вашего Господа, а затем покаялись пред Ним» (сура Худ, 3 аят).
Необходимо осознать, что покаяние нечто большее, чем мольба о прощении. Как и у всякого великого деяния, у покаяния есть условия. Учёные назвали несколько условий покаяния, взятых из стихов Корана, аятов, и хадисов. Вот некоторые из них:
1) Немедленное оставление греха.
2) Раскаяние в содеянном.
3) Твёрдое намерение не повторять это.
4) Возмещение прав тех, кого ты обидел, или просьба их о прощении.
Некоторые ученые относят к условиям покаяния также искренность и совершенство, при которых:
1) Раб оставляет грех ради Аллаха, а не ради чего-либо иного,например, в связи с неспособностью совершать либо повторять его или из-за страха перед порицанием со стороны людей.
Не называется покаявшимся тот, кто оставил грехи ради сохранения здоровья и пропитания, кто оставил прелюбодеяние и распутство из-за боязни смертельных инфекционных заболеваний или из-за того, что это ослабляет его тело и память.
Не называется покаявшимся тот, кто отказался от ограбления,потому что он не смог попасть в дом, или не смог вскрыть кассу,или испугался охранника или полицейского.
Не называется покаявшимся тот, кто бросил пить вино и употреблять наркотики по причине материальной несостоятельности.
Также, не называется покаявшимся тот, кто не в состоянии совершать греховное деяние против своей воли, например, лгун,которого парализовало, и он потерял речь; прелюбодей, который лишился способности совершать половой акт; вор, который попал в происшествие и лишился рук.
Покаяние непременно должно сопровождаться раскаянием,отказом от желания совершить грех и сожалением о содеянном.Об этом сказал Пророк (мир ему и благословение Аллаха): «Раскаяние — это покаяние»
Аллах поместил человека, не способного совершить деяние, но выражающего пожелания этого на словах, на одну ступень с совершившим его. Пророк сказал: «Поистине, ближняя жизнь достаётся четырём: рабу, которого Аллах наделил богатством и знанием, и он боится своего Господа, поддерживает родственные связи и признаёт свои обязанности перед Аллахом — он находится на высшей ступени; рабу, которого Аллах наделил знанием, но не наделил богатством, и он искренен в своём намерении, когда говорит: «Если бы у меня было богатство, то я бы поступил, как такой-то», — и стремится к этому —вознаграждение этих двоих равно; рабу, которого Аллах наделил богатством, но не наделил знанием, и он расходует богатство без знания и не боится своего Господа, не поддерживает родственные связи и не признает обязанностей перед Аллахом — это самый скверный человек; и рабу, которого Аллах не наделил ни богатством, ни знанием, и он говорит: «Если бы у меня было богатство, то я бы поступил, как такой-то», — и стремится к этому— эти двое равны в грехе».
2) Раб осознаёт скверность греха и его вред. Это означает, что подлинное покаяние не совместимо с удовлетворением и радостью при воспоминании о прошлых грехах либо с желанием повторить их в будущем. Раб теряет знания, испытывает беспокойство в душе, трудности в делах, слабость в теле, лишается покорности, благословения,счастья, ощущает стеснение в груди. Грехи начинают порождать грехи, входят в привычку, и грешник позорится пред Аллахом и позорится пред людьми, на него обращаются проклятия животных, он облекается в одежды унижения. Аллах накладывает печать на его сердце, и он попадает под проклятие Аллаха, а его мольба остаётся безответной.
3) Раб должен стремиться к покаянию, поскольку отсрочка покаяния в сущности является грехом и тоже требует принесения покаяния.
4) Раб должен опасаться недостатка в своём покаянии и не быть уверенным в том, что оно уже принято, не должен полагаться на себя и чувствовать себя в безопасности от хитрости Аллаха.
5) Он должен восполнить упущенные обязанности перед Аллахом, если это возможно, например, выплатить обязательное ежегодное пожертвование, закят, который он удержал в прошлом, а также исполнить обязательства перед нуждающимися.
6) Он должен избегать мест и обстоятельств прегрешения,если же он останется в прежних условиях, то может вновь впасть в грех.
7) Он должен избегать тех, кто содействовал его прегрешению.
8) Следует выбирать для себя праведных товарищей, отказаться от дурных спутников, стремиться в круг праведных верующих, на научные религиозные собрания и проводить время в полезных занятиях, чтобы шайтан не нашёл свободного времени для напоминания о прошлом.
9) Следует обратиться к своему телу, направить все свои силы на подчинение Аллаху и придерживаться только дозволенного Аллахом.
10) Покаяние должно быть принесено до предсмертного хрипа и до восхода солнца на западе. Предсмертный хрип — это звук, выходящий из горла при извлечении ангелами души. Покаяние же должно быть принесено раньше малого и великого воскресения, о чём сказал Посланник Аллаха: «Аллах принимает покаяние того, кто принёс его до предсмертного хрипа». Он также сказал: «Аллах принимает покаяние того, кто принёс его до восхода солнца на западе».
Пікірлер