Языковая версия
Радио

Статьи

Лицемерие — один из самых опасных недугов сердца
08 января, 2019 года 72 Басып шығару нұсқасы

Лицемерие — губительный недуг, опасное отклонение и распространяющееся зло. Это один из самых опасных недугов сердца, если не сказать самый опасный.

Человек может не желать для себя лицемерия, но впасть в него, сам того не зная. Особенно это касается той разновидности лицемерия, которая называется лицемерием действий. Это не означает, что человек не в состоянии противостоять лицемерию и сопротивляться ему, и неправильно поступает тот, кто относится к нему пренебрежительно, не пытаясь защититься от него, потому что лицемерие лишает человека всех благих качеств и удерживает его от совершения благих дел. Оно забирает у него все возвышенные ценности и оставляет его никчёмным и жалким.В сурах Корана разоблачаются лицемеры и упоминаются их качества.

Лицемерие (нифак — نفاق) — это демонстрация блага при сокрытии зла.

От Ибн Джурайджа передают такие слова: «Слова лицемера противоречат его действиям, и то, что он демонстрирует, противоречит тому, что он скрывает в душе, входы его отличаются от выходов его, а явное в нём противоречит сокрытому» [Ибн Касир. Тафсир].

Ибн Раджаб сказал: «Малое лицемерие, или лицемерие действий — это когда человек демонстрирует праведность, скрывая противоположное» [Джами‘ аль-‘улюм].

Лицемерие действий не является причиной вечного пребывания в Огне. Впавшего в этот вид лицемерия ожидает та же участь, что и других людей, совершавших тяжкие грехи: если Всевышний Аллах пожелает, то простит ему и введёт его в Рай, а если пожелает, то подвергнет его наказанию за его грехи, после чего он войдёт в Рай.

Сподвижники и их праведные последователи очень боялись лицемерия. Абу ад-Дарда, завершая ташаххуд, просил у Аллаха защиты от лицемерия. Он вообще часто просил у Аллаха защиты от лицемерия, и кто-то из людей сказал ему: «Какое отношение ты, о Абу ад-Дарда, имеешь к лицемерию?» Он ответил: «Оставь нас в покое... Клянусь Аллахом, человек может в одночасье отвернуться от религии и выйти из неё!»

Лицемеры упоминаются в Коране и в Пречистой Сунне. Аяты и хадисы называют качества, присущие лицемерам, и предостерегают от них. Более того, Всевышний Аллах ниспослал целую суру, посвящённую им. Ниже перечислены некоторые качества лицемеров.

1. Недуг сердца. Всевышний Аллах сказал: «Их сердца поражены недугом. Да усилит Аллах их недуг! Им уготованы мучительные страдания за то, что они лгали» (сура 2 «Корова», аят 10).

2. Неудержимая страсть. Всевышний Аллах сказал: «Не проявляйте нежности в речах, дабы не возжелал вас тот, чьё сердце поражено недугом» (сура 33 «Союзные племена», аят 32).

Дабы не возжелал вас тот, в чьём сердце слабость по причине слабости веры в его сердце. Это либо сомневающийся в исламе лицемер, пренебрежительно относящийся к установленным Аллахом ограничениям, либо человек, с лёгкостью совершающий непристойные и мерзкие деяния [Табари].

3. Высокомерие и гордыня. Всевышний Аллах сказал:«Когда им говорят: “Придите, чтобы Посланник Аллаха попросил для вас прощения”, — они качают головой, и ты видишь, как они надменно отворачиваются» (сура 63 «Лицемеры», аят 5).

И Всевышний Аллах сказал о лицемерах что, «когда им говорят: “Придите, чтобы Посланник Аллаха попросил для вас прощения”, — они качают головой, и ты видишь, как они надменно отворачиваются». То есть они не слушают, что им говорят, проявляя высокомерие и демонстрируя пренебрежительное отношение к этим словам. Поэтому Всевышний Аллах сказал:«...и ты видишь, как они надменно отворачиваются». И Аллах воздал им по заслугам. Всевышний Аллах сказал: «Попросишь ты для них прощения или не станешь просить для них прощения — им всё равно. Аллах не простит их. Поистине, Аллах не ведёт прямым путём нечестивых людей» (сура 63«Лицемеры», аят 6) [Ибн Касир. Тафсир].

4. Насмешка над кораническими аятами. Всевышний Аллах сказал: «Лицемеры опасаются, что им будет ниспослана сура, которая поведает о том, что в их сердцах. Скажи: “Насмехайтесь! Аллах непременно выведет наружу то, чего вы опасаетесь”» (сура 9 «Покаяние», аят 64).

Лицемеры боялись, что о них будет ниспослана сура, которая обнаружит то, что они скрывали в своих сердцах, то есть сделает это очевидным для верующих. Говорят также, что этот аят был ниспослан Посланнику Аллаха, потому что лицемеры, ругая Посланника Аллаха или обсуждая его дела и дела мусульман, говорили: «Аллах не откроет наши секреты». Тогда Аллах сказал Своему Пророку : скажи им: «Насмехайтесь!» — это угроза, адресованная им: «Аллах непременно выведет наружу то, чего вы опасаетесь» [Табари].

5. Попытки обмануть Аллаха и лень в поклонении. Всевышний Аллах сказал: «Поистине, лицемеры пытаются обмануть Аллаха, но сами оказываются обманутыми. Когда они встают на молитву, то встают неохотно, показывая себя перед людьми и поминая Аллаха лишь немного» (сура 4 «Женщины», аят 142).

Лицемеры пытаются обмануть Аллаха, стремясь уберечь свои жизни и имущество с помощью своего лицемерия перед окружающими их мусульманами, однако сами оказываются обманутыми, потому что, несмотря на то что они сохраняют свою жизнь, демонстрируя веру, Он знает о неверии, которое они скрывают в своих душах. Он лишь предоставляет им отсрочку в этом мире, но в мире вечном они встретятся с Ним, и Он отправит их в Адское пламя за их неверие.

Если ему доверяют, он предаёт, если говорит, то лжёт, если обещает, то нарушает обещание, а если ведёт тяжбу, то поступает нечестно. Всевышний Аллах сказал: «Среди них есть такие, которые обещали Аллаху: “Если Он одарит нас из Своих щедрот, то мы непременно станем раздавать милостыню и будем одними из праведников”. Когда же Он одарил их из Своих щедрот, они стали скупиться и отвернулись с отвращением. Он наказал их, вселив в их сердца лицемерие до того дня, когда они встретятся с Ним, за то, что они нарушили данное Аллаху обещание, и за то, что они лгали» (сура 9«Покаяние», аяты 75–77).

Всевышний Аллах сказал, что среди лицемеров есть такие, которые обещали Аллаху: «Если Он одарит нас из Своих щедрот, то мы непременно станем раздавать милостыню и будем одними из праведников». Однако, когда Аллах дарует такому человеку то, о чём он говорил, он не исполняет своего обещания и не подтверждает делами свои заявления. И Аллах наказывает таких людей, оставляя в их сердцах лицемерие до самого Судного дня, в который они встретятся с Аллахом,да убережёт нас Аллах от подобного [Ибн Касир. Тафсир].

‘Абдаллах ибн ‘Амр ибн аль-‘Ас передаёт, что Пророк сказал: «Лицемер в полном смысле этого слова отличается четырьмя качествами, а в том, кому присуще хотя бы одно из этих качеств, останется одно из качеств лицемерия до тех пор, пока он не избавится от него. Когда такому человеку доверяются, он предаёт, когда он рассказывает о чём-либо, то лжёт, заключив договор, поступает вероломно, а когда ведёт тяжбу с кем-либо, поступает нечестно» [Бухари, 34; Муслим, 58].

Дабы защитить себя от лицемерия, мусульманин должен обладать благими качествами и совершать благие дела.

1. Раннее совершение молитвы, при котором человек застаёт открывающий такбир имама. Анас ибн Малик передаёт, что Посланник Аллаха сказал: «Кто в течение сорока дней совершал молитву с общиной, заставая первый такбир, тому запишется два отречения: отречение от Огня и отречение от лицемерия» [Тирмизи].

2. Благонравие и стремление к правильному пониманию религии. Абу Хурайра передаёт, что Посланник Аллаха сказал: «Двух качеств не бывает у лицемера — следования благим путём и глубокого понимания религии» [Тирмизи, 2684].

3. Милостыня. Абу Малик аль-Аш‘ари передаёт, что Посланник Аллаха сказал: «Тщательное совершение малого омовения — половина веры, слова “Хвала Аллаху” наполняют Весы, прославление и возвеличивание Аллаха заполняют небеса и землю. Молитва — свет, закят — доказательство, терпение — сияние, а Коран — довод в твою пользу или против тебя. Каждый человек выходит утром для трудов и зарабатывает воздаяние душой своей, либо освобождая её, либо губя» [Муслим, 223].

Милостыня (закят) — доказательство веры подающего её, и лицемер воздерживается от неё, потому что не считает, что обязан подавать её, и выплату закята считают доказательством действительности веры человека [Навави].

4. Дополнительная ночная молитва. Катада сказал: «В жизни лицемера ночные бдения встречаются редко» [Хильйа]. Причина в том, что лицемер спешит совершать благие дела, только когда его видят люди, а когда он остаётся один, у него нет мотива для их совершения. Если человек совершает добровольные ночные молитвы, то это доказательство того, что он не является лицемером, а также указанием на искренность его веры.

 

Пікірлер

Поле не должно быть пустым!
Комментарий отправлен на модерацию.
    Жоғары