В самом сердце Африки родился и вырос мальчик по имени Лукман: маленького роста, чернокожий, с при- плюснутым носом, толстыми губами и курчавыми волосами. Так рассказывают о нём многие богословы и историки. По преданию Мухаммада бин Исхака, Лукман аль-Хаким был сыном Ба‘уры, сына Нахура, сына Тари- ха, т.е. Азара – отца пророка Ибрахима . Ас-Сухайли пишет, что это Лукман, сын ‘Анка сына Саруна, что он был нубийцем. Джабир бин Абдуллах также говорил, что он имел нубийское происхождение и был низкорослым. По преданию Вахба , Лукман был сыном сестры пророка Аюба , а в версии Мукатиля говорится, что он был сыном тёти (с материнской стороны) пророка Аюба .
Сказано, что жил он тысячу лет (по другой версии, 3500 лет), застал пророка Давуда и получил от него знания.
Ибн Касир пишет, что Лукман был судьей (кадием)у племени бану Исраиль во времена пророка Давуда. Его знали как человека, умеющего здраво говорить, мудро мыслить и принимать справедливые решения.
Прямота мысли, кристальная чистота души и незапятнанность совести сделали его высочайшим примером мудрости и красноречия. Способность разбирать конфликты увеличили его известность. Он был уважаемым человеком и занимал высокое положение в обществе. По преданию Ибн Кутайбы, Лукман был чернокожим ра- бом из Эфиопии у одного из людей бану Исраиль, кото- рый освободил Лукмана аль-Хакима и дал ему богатство.
Ибн аль-Касир сказал, что Абу Дарда однажды, говоря о Лукмане аль-Хакиме, сказал, что у него не было особых качеств, богатства, семьи, но он был отважным и храбрым человеком.
У Лукмана аль-Хакима была семья, дети, но все они умерли при его жизни, по ним он не плакал. Он посещал царей, чтобы наблюдать, размышлять и брать назидание. Лукман аль-Хаким был мудр и отрешён от мирского, он не проводил в накопительстве свою жизнь. Учёные согласились с тем, что Лукман был праведным рабом, мудрецом, другом, приближённым Аллаха, но не был пророком.
Пророк Давуд сказал: «Блаженство, радость тебе, Лукман! Тебе дана мудрость, и ты отдалён от бед. Давуду дано наместничество, и меня постигают беды и смуты».
Сказано, что могила Лукмана аль-Хакима находится в деревне Сарфанд, пригороде города Рамала, в Пале- стине. Катада пишет, что его могила находится между мечетью и рынком города Рамала. Его святыню посещают многие люди.
О том, как Лукман аль-Хаким был наделён мудростью, рассказано так. Однажды ночью, когда Лукман спал, он услышал обращение: «О Лукман! Не хочешь ли ты, чтобы Я сделал тебя наместником (халифа) на земле и чтобы ты затем выносил решения народу?!» Лукман ответил так: «Если Господь даст мне возможность выбирать то, что я сам захочу, то я, оставив беды и невзгоды, выбрал бы покой. Если же Господь поручит мне наместничество, то я с довольствием сердца приму и это, ибо я знаю, что, если Всевышний поручит мне это, Он будет мне помогать и защищать меня». Тогда ангелы обратились к нему с такими словами: «О Лукман, почему же ты не желаешь стать наместником на земле?!» И Лукман ответил им следующим образом: «Должность наместника, правителя является трудной. Ведь, если он ошибётся в вынесении решения, то он ошибётся и в пути, ведущем в Рай. Лучше на этом свете быть приниженным, чем величественным. Кто вечной жизни предпочтёт жизнь дальнюю, может оказаться ввергнутым в смуту. Он может потерять свою вечную жизнь». Эта мудрая речь Лукмана привела ангелов в восторг. Тогда Всевышний Аллах одарил его мудростью, и, проснувшись, он стал говорить с мудростью.
После этого, так же во сне, обратились и к пророку Давуду . Он принял наместничество на земле, не поставив никакого условия, как это сделал Лукман.
Пророк Мухаммад говорил о Лукмане так: «Лукман не был пророком, он был рабом, который часто размышлял об Аллахе и Его творениях. Он обладал совершённой верой (якин), любил Аллаха, и Создатель также возлюбил его и одарил мудростью».
Большинство ученых-богословов пишут, что Лукман был и искусным врачом.
Описывая терпеливость Лукмана аль-Хакима, Джалалуддин Руми (1207–1273) – величайший персидско-таджикский поэт и суфий, который также был наделён большой мудростью, пишет:
Мудрец Лукман увидел как-то чудо,
Когда пришёл под кров царя Давуда:
Тот ладил кольца молотом своим,
Одно кольцо соединял с другим.
Вовек Лукману видеть не случалось Того,
Как сталь в кольчугу превращалась.
Но всё ж смирил он нетерпенья зуд
И не спросил, что делал царь Давуд.
Он знал: терпенье всех людей доселе
Вело кратчайшею дорогой к цели.
И впрямь, не пожалев труда и сил,
Давуд закончил то, что мастерил,
И облачился в новую кольчугу,
И в ней явился мудрецу и другу.
Тогда Лукман узнал в одно мгновенье Того,
Что царь ковал, предназначенье.
Промолвил царь: «Одежда эта – щит, Что ото всех ударов защитит!»
Сказал Лукман: «Кольчуга, без сомненья, Надёжна, но не более терпенья!»
Пікірлер