Всевышний Аллах упомянул о Лукмане аль-Хакиме в аятах благородного Корана, его именем названа одна из сур. Эти аяты разъясняют нам, что Всевышний Аллах наделил его мудростью, повествуют об обращении к сыну с завещанием – с вопросом вероубеждения и наставлением к правильной жизненной позиции.
Однажды Лукман сказал человеку, который смотрел на него: «Если даже ты видишь меня толстогубым, то знай, что мои губы произносят очень тонкие, глубокомысленные слова. А если ты смотришь на мою чёрную кожу, то знай, что сердце у меня чистое».
Катада сказал: «Всевышний Аллах предоставил выбор Лукману аль-Хакиму между пророчеством и мудростью. Вместо пророчества он выбрал мудрость. Когда Лукман спал, к нему пришёл Джибриль и оросил его капельками мудрости. Проснувшись, Лукман начал говорить ею».
***
Лукман аль-Хаким сказал: «Побеждай свой гнев кротостью и похоть – богобоязненностью».
Будь в нужде почтенным, в ненавистных, трудных делах – терпеливым, в благополучии – благодарным, в молитве-намазе – смиренным, в раздаче милостыни – быстрым.
Я таскал камни и поднимал железо, но тяжелее, чем долг, ничего не видел. Я ел вкусную пищу и пробовал прекрасные вещи, но слаще, чем здоровье, ничего не пробовал.
Поистине, двуличный человек перед Аллахом не будет в безопасности.
Молчание – это мудрость, которой мало кто пользуется.
Поистине, если верующий сможет предвидеть последствия совершаемого им дела, то он будет в безопасности от сожаления.
Когда ты будешь в намазе, то храни своё сердце (в смиренности). Когда ты будешь принимать пищу, то храни свою глотку. Когда ты будешь в чужом доме, то храни свои глаза (от взгляда на ненужное). Когда ты будешь среди людей, то храни свой язык. Помни о двух и забудь о двух: всегда помни об Аллахе и смерти, а забудь о добре, совершённом по отношению к другим, и о зле, совершённом тебе другими.
Нет большей беды для тела, чем веселье, пустая забава.
Слушать проповедь для невежды так же трудно, как подниматься по каменистому пути престарелому человеку.
Есть три вида товарищей: первый – это тот, кто получает от тебя добро и не отвечает тебе тем же. Второй – это тот, кто даёт тебе столько же, сколько получает от тебя. Третий – это тот, кто поддерживает с тобой хорошие отношения без всякой корысти.
Поистине, долгое уединение делает мысль ясной. Продолжительные размышления являются указателем дороги, ведущей в Рай.
Поистине, среди слов есть такие, которые крепче, чем камень, пронзительнее, чем укол иглы, горше, чем алоэ, горячее, чем уголь. И поистине, сердца людей – это посевы. Сажай в них хорошие слова, если и не все, то некоторые всё же дадут всходы.
Я не нашёл ничего тяжелее, чем плохое слово. Оно укореняется в глубине сердца так же, как крепко оседает, обосновывается железо в глубине воды.
Гнев умного – в его деле, а гнев невежды – в его деле. То есть их гнев проявляется по разным, отличным обстоятельствам.
Самым благоразумным, сообразительным является тот, кто заранее знает, чем может закончиться дело, и поэтому остерегается его.
Кротость, мягкость – это прощение тому, кто тебя притеснил, и ответ на зло добром.
Троих из людей познают лишь в трёх обстоятельствах: 1) храброго – в сражении; 2) щедрого – в нужде; 3) кроткого, мягкого – в состоянии, когда им одолевает гнев.
Достиг совершенства веры тот, кто обладает тремя чертами: 1) тот, кто доволен и которого это довольство не приводит к заблуждению; 2) тот, кто в гневе не преступает истины; 3) тот, кто при наличии возможности не берёт себе то, что не принадлежит ему.
У того, кто уповает на Аллаха и доволен Его предопределением, усовершенствовалась вера. Его руки и ноги полностью отдаются совершению добра.
Как нет дружбы между овцой и волком, так же нет её между благочестивым и порочным.
Унижаться в повиновении Всевышнему Аллаху лучше, чем гордиться грехом.
Пікірлер