При создании семьи в большинстве случаев делают такое дуа: «Пусть Аллах состарит вас вместе». Стороны должны приложить все усилия для сохранения своего брака на протяжении всей жизни. Но все же иногда браки распадаются.
В основном расторжение брачных уз происходит путем развода, но иногда акт бракосочетания может быть аннулирован и на стадии его заключения вследствие выявления недостатков.
В наше время молодежь из-за своей неосведомленности о правилах заключения и расторжения брака совершает в этом вопросе много ошибок. В частности, очень распространено троекратное произношения слов, несущих в себе смысл прекращения брака. В этой связи, хотелось бы привести мнения ученых по этому вопросу, а именно считается ли троекратный развод, данный одномоментно, за один?
Большинство ученых предшественников и их последователи, в частности, ученые четырех религиозно-правовых школ (мазхабов) и их последователи едины во мнении, что развод, данный троекратно, или же стократно, в один момент, считается за тройной.
Ученый шафи’итского мазхаба имам ибн Хаджар аль-Хайтами относительно этого вопроса в своей книге «Тухфат аль-Мухтадж» пишет следующее:
(ولا يحرم جمع الطلقات) الثلاث.. أما وقوعهن معلقة كانت أو منجزة فلا خلاف فيه يعتد به، وقد شنع أئمة المذاهب على من خالف فيه، وقالوا: اختاره من المتأخرين من لا يعبأ به فأفتى به واقتدى به من أضله الله وخذله، .
«Не запрещено давать сразу три развода. Что же касается того, что они имеют силу трёх разводов в случае непосредственного их осуществления, или если они даны в привязке с ситуацией, от которой будет зависеть их осуществление, то относительно этого нет противоречивого весомого мнения. Имамы мазхабов порицали тех, кто противоречил в этом вопросе. Они сказали: “Противоположное мнение (что три развода, данных одномоментно, считаются одним разводом) предпочел тот, кто вынес об этом фетву, не имея авторитета, а за ним последовали те, кого заблудил и унизил Аллах”» [См.: Тухфат аль-Мухтадж, т. 8, с. 82-84].
Когда ученого ханафитского мазхаба имама Хайру-ддина ар-Рамли спросили: «Считается ли троекратный развод, данный одномоментно, тройным?», он ответил:
نعم يقعن - أعني الثلاث - في قول عامة العلماء المشهورين ... ولا عبرة بمن خالفهم في ذلك و حكم بقول مخالفهم.
«Да, троекратный развод, данный одномоментно, считается за три, согласно мнению всех авторитетных ученых. И не берут в расчет мнение тех, кто противоречил им в этом и вынес противоположное решение»
[См.: Аль-фатава аль-хайрия, т. 1, с. 72-73].
Ученый ханбалитского мазхаба имам ибн Куддама в своей книге «Аль-Мугни» пишет:
إذا قال لامرأته: أنت طالق ثلاثا. فهي ثلاث، وإن نوى واحدة، لا نعلم فيه خلافا
«Если муж скажет жене: “Ты разведена трижды”, то происходит три развода, даже если муж имел в виду один. Мы не знаем относительно этого вопроса разногласий» [См.: Ибн Куддама, Аль-Мугни, т. 7 с. 483].
Также имам Аль-Бахути в своей книге «Кашшаф аль-Кина» пишет:
(وإذا قال) لزوجته: (أنت طالق ثلاثا فثلاث)
«Если муж скажет жене: “Ты разведена трижды”, то получается троекратный развод»
[См.: Аль-Бахути, Кашшаф аль-Кина, т. 5 с. 261].
Ученый маликитского мазхаба имам аль-Баджи в своей книге «Аль-Мунтака» пишет:
فقد رجع ابن عباس إلى قول الجماعة وانعقد به الإجماع .
«Ибн ‘Аббас согласился с мнением группы сподвижников (о том, что такой развод считается тройным), и таким образом в этом вопросе учёные пришли к единогласию (иджме)» [См.: Аль-Баджи, Аль-Мунтака, т. 5, с. 261].
Пікірлер