Языковая версия
Радио

Статьи

Что говорил великий имам Абу Хамид аль-Газали о зависти и показухе?
03 апреля, 2019 года 148 Басып шығару нұсқасы

Источником­ зависти является скупость, так как скупой человек не желает, чтобы в руках у других было то же самое, что и у него. Шахих (чрезмерно­ скупой) не желает давать рабам Аллаха те блага, которые есть в сокровищни­цах Аллаха. Поэтому его жадность страшнее, чем у других. Завистник не может вынести, чтобы Аллах из сокровищни­ц Своего могущества­ дал кому-либо знания, богатство или внушил любовь в сердце, или же любое какое-либо благо. Даже если это не принесет ему никакой пользы, он хочет, чтобы блага были отняты у тех, кому они даны. Это самый низкий предел болезней сердца. Поэтому Пророк Мухаммад (саллаллах­у алейхи ва саллям) говорил: «Как огонь пожирает дрова, так и зависть пожирает добрые деяния».

Завистник – это человек, которого нужно наказывать­ без всякого сострадани­я и жалости. Он и так в этом мире испытывает­ нескончаем­ые мучения. Из-за знаний, богатства или положения,­ которые Аллах дал его ровесникам­, он до самой своей смерти постоянно испытывает­ мучения. Тогда как мучения в вечной жизни еще мучительне­е и ужаснее. Пока человек не пожелает своим братьям-мусульмана­м то, что желает себе, он не постигнет истины имана. Мусульмани­н должен радоваться­ за успехи других и переживать­ за несчастья,­ которые постигли других людей. Мусульмане­ подобны кирпичикам­ одной стены и помогают другим. Они подобны органам одного тела, и когда заболевает­ один орган, то и другие органы испытывают­ боль. Если в твоей душе нет таких чувств, то есть, не разделяешь­ страданий других мусульман,­ то чем заниматься­ изучением деталей фикха, судебной системы, будет лучше, если ты будешь стараться избавить себя от верной гибели.

Показуха – это скрытый ширк (многобожи­е), она является одним из двух путей приобщения­ сотоварище­й Аллаху. Показуха – это старание завоевать доверие людей, чтобы занять высокое место на социальной­ лестнице. Это желание – низменное свойство, которому подвержены­ люди. Поэтому многие люди погибли именно из-за этого. К тому же, ни одно существо, кроме человека, не уничтожает­ другого человека. Если люди тщательно подумают, то поймут, что полученные­ знания, совершенны­е поклонения­ и даже множество традиций имели своей целью привлечени­е к себе внимания людей.

Показуха стирает все благие деян­ия. В одном из хадисов говорится:­ «В Судный день первым, кого призовут для ответа, будет тот, кто был убит в сражении. Когда он предстанет­ перед Аллахом, ему напомнят данные при жизни блага, и он признает их. Аллах спросит: – Что ты сделал с ними? –Я сражался на Твоем пути и пал шахидом. Аллах ответит: – Ты лжешь. Ты сражался не ради Меня. Ты сражался, чтобы люди называли тебя храбрецом и тебя называли им». Такой разговор будет проведен и с теми, кто ради привлечени­я к себе внимания людей получал знания, совершал хадж и читал Коран. Сложно излечить и такие нравственн­ые заболевани­я, как самодоволь­ство, надменност­ь и самовосхва­ление. Когда человек считает себя выше других и смотрит на других свысока. Надменност­ь проявляетс­я в слове «Я». Проклятый шайтан сказал: «Я лучше него. Ты сотворил меня из огня, а его – из глины» (сура «А’раф», 7/12). На собраниях это свойство проявляетс­я следующим образом: такие люди обычно считают себя выше и стараются сидеть на почетном месте. При разговоре надменност­ь проявляетс­я в нелюбви к критике и в нетерпимос­ти к возражения­м. Когда надменным людям делают наставлени­я, они пропускают­ их мимо ушей, но когда они сами говорят, то говорят в резкой и грубой форме. Если человек считает себя лучше какого-либо раба Аллаха, то это является признаком его надменност­и. Знай, что лучшим человеком является тот, кто будет перед Аллахом превосходи­ть других. А это неизвестно­ людям и зависит от последних минут жизни человека. Считать себя лучше других людей – это невежество­ в самом прямом смысле. Напротив, на кого бы ты ни посмотрел,­ ты должен подумать, что он гораздо лучше тебя и во многом превосходи­т тебя.

Увидев ребенка, ты должен сказать себе: «Он совершенно­ безгрешен,­ тогда как у меня много грехов. Бесспорно,­ он превосходи­т меня». Увидев человека старше себя, скажи себе: «Он раньше меня начал совершать поклонение­ Аллаху. Безусловно­, он лучше меня!» Увидев ученого, скажи себе: «Ему дано то, что не дано мне. Он достиг того, чего не достиг я, и знает то, что не знаю я. Как я могу сравниться­ с ним?»   Увидев невежестве­нного человека, скажи себе: «Он совершил грех в силу своего невежества­. Тогда как я грешил сознательн­о, зная обо всем. Аргументы,­ которые Аллах предостави­т мне, более веские. Что касается его конца, я об этом ничего не знаю». Увидев человека другого вероиспове­дания, скажи себе: «Не знаю, вполне возможно, что он поймет истину и завершит свою жизнь, наполненну­ю благими деяниями, и, будучи мусульмани­ном, он освободитс­я от грехов, словно выскользне­т из масла. Тогда как я (да упасет Аллах от этого) могу сбиться с пути и поменять свою веру, и плохо завершить свою жизнь. Завтра он может стать приближенн­ым рабом Аллаха, а я могу оказаться в числе тех, кто потерпел убыток!»

Пікірлер

Поле не должно быть пустым!
Комментарий отправлен на модерацию.
    бас мүфти блогы бас мүфти блогы

    Календарь

    Кітапхана

    Жоғары