Языковая версия
Радио

Статьи

Оберегайте свой язык от запретного!
11 апреля, 2019 года 80 Басып шығару нұсқасы

Мы ежедневно общаемся с людьми, хочется задать вопрос: следим ли мы за своими словами, всегда ли говорим дозволенные религией вещи? Поговорить все любят, но не все удерживают «языки» от сплетней и сквернословия. Часто одна группа верующих обвиняет другую в различных грехах и еще чаще эти обвинения не имеют никаких оснований. Люди порой совершают злодеяния, полагая, что все забудется, ничего не забудется! Поэтому уверовавший в Аллаха человек, никогда не станет тратить время и деньги на сплетни! Современная молодежь не похожа на своих предшественников. Раньше подростки больше читали, ходили в спортивные кружки, увлекались радиотехникой. Теперь родители жалуются на детей, на их образ жизни. Религия Ислам поучает быть вежливым и культурным человеком, мусульманин обязан обладать культурой речи, он никогда не станет говорить о тех вещах, которых он не знает. В своем разговоре он не будет «подкалывать» и насмехаться над собеседником. Пророк Мухаммад (алейхиссалям) в этом отношении служит для нас наилучшим примером. Он (алейхиссалям) учил: «Пусть тот, кто верует в Аллаха и в последний день говорит благое, либо молчит» (Согласованный хадис).

Лучше проявить терпение и промолчать, нежели оскорбить и разозлить человека. Хула и клевета могут привести к трагическим последствиям. Оскорбив кого-либо, мы провоцируем его на агрессию, в разгневанном состоянии можно натворить что угодно! Бывает и такое, когда разозленный обидчик хватается за нож, затем совершается преступление. Только успокоившись и придя в себя он понимает всю тяжесть содеянного.

Человек воздает хвалу Аллаху за то, что Тот наделил его всеми благами. И лучшим из благ является вера во Всевышнего Аллаха, Которому нет равных, и в Пророка Мухаммада (мир ему и благословение) – Его раба и Посланника. Поистине, язык является наибольшим из благ Аллаха. Он мал по своей величине, но велик в нанесении вреда и боли. Ведь невозможно отличить веру от неверия иначе, как посредством языка. В нем предел послушания или ослушания. Поистине все сущее: сам Создатель или Его творения, мысли, знания, чувства, прекрасное или ужасное, – все предстает таким, как описывает язык. Но язык наш может нести истину или лукавить. И такой особенностью не обладает ни одна часть тела. Глаза всего лишь различают цвета и формы, уши слышат только звуки. А для языка нет предела. И если не следить за языком, то завлечет человека шайтан в свои ущелья и приведет его к вечной гибели. Огненная краска заливает лицо человека за слова, произнесенные его языком. И уберечься от вреда, приносимого несдержанным языком, сможет лишь тот, кто обуздал его уздечкой шариата, то есть следование ему. Во власти человека позволить языку не говорить ни о чем, кроме того, что принесет ему пользу в миру и в Ахирате, и убережет его от всего, что может принести ему вред в обоих мирах. Граница между познанием того, что следует восхвалять или порицать, очень тонкая и скрытая, поэтому бывает весьма трудно, так как язык является самым непослушным органом человека и самым сильным оружием шайтана, посредством которого он заманивает людей в свои сети.

Анас ибн Малик передает слова Пророка (мир ему и благословение): «Не усовершенствуется вера человека, пока не усовершенствуется его сердце; и не усовершенствуется его сердце, пока не усовершенствуется его язык; и не войдет человек в Рай, пока не убережется сосед от его вреда» (Ибн Аби-Дунья).

В хадисе говорится: «Послушайте, я расскажу вам самый простой и легкий вид богослужения – это молчание и хороший нрав» (Ибн Аби-Дунья). В хадисе говорится: «Тот, кто верит в Аллаха и в Судный день пусть говорит только доброе или молчит» (Аль-Бухари, Муслим). Пророк Сулейман (мир ему) сказал: «Если слово серебро, то молчание – золото». Когда один из бедуинов спросил Пророка: «Расскажи мне, как попасть в рай». Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Накорми голодного, напои жаждущего, стремись к добру и избегай зла; а если не можешь, то сдерживай свой язык от всех слов, кроме добрых» (Ибн Аби-Дунья). В хадисе говорится: «Если вы увидите муъмина, хранящего молчание, окажите ему уважение, сблизьтесь с ним; поистине, он изрекает мудрость». В другом хадисе говорится: «Поистине, язык муъмина позади его сердца; когда он хочет что-либо сказать, вначале обдумает. А язык лицемера впереди его сердца; когда желает что-либо сказать, то не обдумывает это сердцем»

 

Что же касается пустословия, то в этом есть четыре беды:

во-первых – это заставляет ангелов  заняться записыванием того, в чём нет никакого блага и пользы. Человеку подобает стесняться их и не вредить им.

во-вторых – заполнение свитков деяний бесполезной болтовнёй, вздором и шутками. Пусть раб остерегается подобного  и боится Всевышнего Аллаха.

в-третьих – свитки деяний, в которых записано всё, что ты говорил, будут прочитаны перед Могущественным Царём Всевышним Аллахом в Судный день, когда ты будешь в бедственном положении, будучи нагим, голодным, мучаясь жаждой, далёким от Рая и его блаженств.

в-четвёртых – упрёк и позор, который ждёт в Судный день. Человека спросят: «Для чего ты говорил это», и он будет стоять перед Всевышним Аллахом, не зная, что ответить и сгорая от стыда.

Мудрец сказал: «Остерегайся речи, от которой нет пользы ни для этого ни для того миров, поистине, это делает отчёт Судного дня долгим».

Пікірлер

Поле не должно быть пустым!
Комментарий отправлен на модерацию.
    Жоғары