Языковая версия
Радио

Статьи

Появление письменного текста Корана
18 сентября, 2019 года 15 Басып шығару нұсқасы

Первое из значений понятия «джам аль-Куран» — это собирание Корана воедино. Его можно понимать двумя способами: передача священного текста на словах по памяти (хифз) или же составление книги, письменная форма. Поэтому под составлением Корана в классических источниках подразумеваются несколько действий:

— заучивание Корана наизусть;

— запись каждого полученного Откровения;

— собирание воедино свитков, на которых были записаны аяты;

— заслушивание людей, которые выучили Коран наизусть;

— использование всех письменных и устных источников.

Ученый Ас-Суюти говорил, что Коран был полностью записан во времена Пророка Мухаммада (салляллаху алейхи ва саллям), но не был собран в единую Книгу, поэтому все записи аятов не были расположены в нужном порядке (Суюти, «Аль-Иткан», I, стр. 41). Однако это утверждение не исключает того, что расположение сур было зафиксировано самим Посланником Аллаха (салляллаху алейхи ва саллям) и защищено посредством устной передачи.

Выделяются три этапа собрания письменного текста Корана в единую Книгу:

— в эпоху Пророка Мухаммада (салляллаху алейхи ва саллям), куда входило запоминание аятов наизусть и их записывание;

— во времена благочестивого Абу Бакра (р. а);

— при правлении халифа Усмана (р. а).

Достопочтимый Пророк (мир ему) не оставил своим сподвижникам Откровение, собранное и оформленное в единый том. Этому есть несколько веских причин:

— откровения приходили не одновременно, а через определенные промежутки времени до конца его жизни;

— аяты и суры ниспосылались не всегда в установленном порядке, который сформировался позже;

— после получения последнего Откровения Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) прожил всего девять дней и был серьезно болен;

— при его жизни не существовало никаких споров или трений о Коране, которые появились впоследствии, когда больше не было возможности обратиться к первоисточнику.

Коран не только передавался из уст в уста многими мусульманами, которые выучили аяты наизусть, но также был частично записан при жизни Пророка (салляллаху алейхи ва саллям). История о том, как Умар (р. а) принял Ислам, доказывает, что большие отрывки Откровения были записаны в Мекке задолго до Хиджры.

Умар (р. а.) намеревался убить Пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует), однако в тот момент ему сообщили, что его зять, племянник и сестра приняли Ислам. Он отправился в дом своей сестры и застал ее там вместе с мужем и еще одним мусульманином. Возник спор, и Умар стал резко высказываться о новой вере. После этого его зять и сестра сказали:« Да, мы мусульмане и верим в Аллаха и Его Посланника. Ты можешь делать то, что тебе заблагорассудится».

Когда Умар увидел кровь у своей сестры, он пожалел о содеянном и сказал: «Дайте мне тот свиток, который вы читаете и о котором я наслышан. Я хочу видеть, что проповедует этот Мухаммад». Его слова указывают на то, что некоторые аяты были записаны еще при жизни Пророка (мир ему).

После слов Умара его сестра сказала, что боится доверять ему. Он же попытался убедить ее в обратном и поклялся богами, что вернет ей свиток сразу же после того как прочитает. У женщины появилась надежда, что ее брат станет мусульманином, и она добавила: «О, Умар, ты многобожник, но только чистые руки могут прикоснуться к этим письменам».

Тогда Умар совершил омовение, и женщина протянула ему свиток, где была написана сура «Та Ха». Когда он начал читать, сразу же воскликнул: «Сколь прекрасна и благородна эта речь!» (Ибн Хишам, стр. 156-157).

Факт существования Корана как письменного документа при жизни Пророка (мир ему) подтверждается следующим хадисом: «Ибн Умар (р. а.) рассказал, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:«Не берите с собой Коран в путешествия, чтобы он не попал в руки врага» (Бухари; Муслим).

Правильность предположения о том, что в хадисе идет отсылка к письменному документу, подтверждается одним из передатчиков. Аюб, один из рассказчиков в цепочке передачи этого хадиса, говорил: «Враг может схватить Книгу и может причинить вам из-за нее вред» (Муслим).

Кроме того, составитель сборников хадисов Бухари приводит слова благочестивого Умара: «Без сомнения, Пророк Мухаммад (мир ему) и его сподвижники путешествовали по земле врага, и тогда они знали Коран» (Бухари).

Пікірлер

Поле не должно быть пустым!
Комментарий отправлен на модерацию.
    Жоғары