Языковая версия
Радио

Статьи

СЛЫШАТ ЛИ МЁРТВЫЕ ГОЛОСА ЖИВЫХ?
15 октября, 2019 года 57 Басып шығару нұсқасы

Посланник Господа (мир ему) установил для своей уммы "салям", которым необходимо приветствовать погребённых на кладбищах, а именно: "Мир вам, о дома людей уверовавших". Так обращаются только к тем, кто слышит и понимает. И если бы не это приветствие, можно было бы думать, что умершие – несуществующие или же неодушевлённые. И все саляфы (праведные предшественники) единогласны в этом.

Поистине, уровня таватура (были рассказаны большим количеством людей) достигли рассказы (асары) о том, что мёртвый знает о посещении живого и радуется его приходу. Ибн Аби ад-Дунья передаёт в «Книге кладбищ» от Айши ﺮﻀﻲﷲﻋﻨﻬﺎ, что Пророк Господа (мир ему)  изрёк: "Когда человек приходит на могилу брата своего и садится возле него, тот отвечает ему и радуется его приходу до тех пор, пока он не встанет". Также передаётся от Абу Хурайры, что Посланник Божий Господа(мир ему)  сказал: "Когда человек проходит мимо могилы, тот, кто в ней, его узнаёт, и если он приветствует умершего словами «Ас-саляму аляйкум», тот отвечает на приветствие"».

Как мы видим, Ибн Касир говорит о том, что среди саляфов, а это лучшее поколение мусульман, живших в первые три века, было единогласие в том, что мёртвые слышат и понимают, когда к ним обращаются.

После того, как Ибн Касир привёл многочисленные асары по данному вопросу, в конце он отмечает:

«В Исламе предусмотрено приветствие мертвых, приветствие же тех, кто не чувствует и не знает того, кто его приветствует, – абсурд.

Также Пророк Господа (мир ему)  научил свою умму, при виде могилы, произносить: "Мир вам, о дома людей уверовавших, и, поистине, мы тоже последуем за вами. Да смилуется Аллах над теми из нас и из вас, которые ушли вперёд и потом придут. Мы просим у Аллаха благополучия нам и вам", – это есть и приветствие, и обращение, и взывание к присутствующему, который слышит, к которому обращаются, который разумен и отвечает на приветствие, несмотря на то, что дающий «салам» ответа не слышит. Но Аллах знает лучше».

(«Тафсир-уль-Куран-иль-‘Азым», тафсир суры 30, аят 53).

По поводу же мнения Айши Ибн Хаджар аль-Аскаляни в «Фатхуль Бари» говорит, что она изменила свою точку зрения на то, что мёртвые слышат. Основанием тому – переданный ею хадис: «Они (усопшие неверные) лучше слышат то, что я говорю, чем вы (живые)». Этот хадис, по достоверной цепочке, передал имам Ахмад в «Муснаде» (см. «Фатхуль-Бари», «Китаб аль-магази», раздел об убийстве Абу Джахля, в толковании хадиса, приведённом после хадис, в котором Пророк Господа (мир ему)  обращается к усопшим неверным).

Пікірлер

Поле не должно быть пустым!
Комментарий отправлен на модерацию.
    Жоғары