Перед отправкой в мечеть желательно совершить омовение, надеть чистую одежду, надушиться благовониями, особенно в пятничный день.
В хадисе говорится: «Тот из вас, кто совершит дома как следует малое омовение, а затем с целью совершить намаз отправится в мечеть, тому Всевышний Аллах за каждый проделанный шаг возвеличит ему степень и сотрёт ему один грех. И это будет продолжаться вплоть до того, как человек войдёт в мечеть. Пришедший в мечеть и ожидающий намаз получает награду как за совершение намаза» (Ибн Маджа).
Запретно заходить в мечеть в состоянии джанабата (состояние, когда нужно сделать обязательное купание после полового осквернения), а также женщинам в период месячных или послеродовых выделений).
Пророк (мир ему) изрёк: «Мечеть запрещена для женщин с месячными и всех, кто находится в состояние джанабы» (имамы Абу Давуд, Ибн Маджа, аль-Байхаки)
Тому, кто намерен отправиться в мечеть, порицается употребление лука, чеснока, редьки и других продуктов, имеющих специфический запах.
Посланник Господа (мир ему) изрёк: «Пусть не приближается к нашей мечети тот, кто поел лука или чеснока. Ведь, поистине, ангелы испытывают неприязнь к тому же, к чему испытывают неприязнь потомки Адама» (имам Муслим).
Пророк (мир ему и благословение Аллаха) при отправлении в мечеть читал следующую мольбу:
«Аллаhумма, идж‘аль фи ḱальби нуран, ва фи лисани нуран, ва-дж‘аль фи сам‘и нуран, ва-дж‘аль фи баĉари нуран, ва-дж‘аль мин хальфи нуран, ва мин амами нуран, ва-дж‘аль мин фавḱи нуран, ва мин таẍти нуран. Аллаhумма, а‘ҭыни нуран»
«О Аллах, помести в сердце моё свет, и в язык мой свет, и в слух мой свет, и в зрение моё свет, и позади меня свет, и передо мной свет, и надо мной свет, и подо мной свет. О Аллах, даруй мне свет» (имам Муслим).
Идти в мечеть на молитву следует спокойным размеренным шагом. Посланник Божий (мир ему и благословение Аллаха) изрёк: «Когда услышите, как объявляют о начале намаза, ступайте на намаз. (Направляясь на намаз), вам следует хранить спокойствие и вести себя достойно. Не спешите, и совершите (вместе со всеми ту часть) намаза, на которую вы успеете, а пропущенное вами — восполняйте (самостоятельно)» (имам аль-Бухари).
Но если мы опаздываем на пятничную молитву, то мы должны спешить по мере возможности, успеть вступить в намаз за имамом.
При входе в мечеть желательно совершить намерение пребывать в итикафе: «Я буду пребывать в (состоянии) итикафа всё время, пока я нахожусь в мечети». Итикаф – это пребывание в мечети с соответствующим намерением. Даже если мусульманин не будет делать ничего особенного, все равно он получит вознаграждение за нахождение в мечети с таким намерением.
Перед тем как сесть в мечети, совершают двухракаатный намаз-тахият. В хадисе, приводимом ат-Тирмизи, ан-Насаи, Хакимом и другими, говорится: «Когда один из вас зайдёт в мечеть, пусть не сядет пока не совершит двухракаатную молитву».
Находясь в мечети, следует быть внимательным и не проходить перед человеком, читающим намаз. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) изрёк: «Если бы проходящий перед молящимся человек знал, какой (грех он берёт) на себя, он (понял бы), что ему лучше простоять на месте сорок, чем пройти перед (тем, кто совершает молитву)!»(имам Муслим). Разъясняя этот хадис, один из его передатчиков, Абу ан-Надр, сказал: «И я не знаю, что именно Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал – сорок дней, месяцев или лет».
Необходимо бережно относиться к имуществу мечети, соблюдать чистоту. Одобряется выносить мусор или соринки из мечети. Посланник Всевышнего (мир ему и благословение Аллаха) изрёк: «Мне были показаны вознаграждения, уготовленные для членов моей уммы, (и среди них была награда) даже за соринку, которую человек выносит из мечети…» (имамы ат-Тирмизи, Абу Давуд, аль-Байхаки).
Пікірлер