Языковая версия
Радио

Статьи

Священный месяц Рамадан... скоро
16 мая, 2018 года 669 Басып шығару нұсқасы

Начало поста ин шаа Аллаh 17 мая, а 16 (после иша намаза) первый тарауих намаз.

Шейх аль-Ислам Мухаммад Таки Усмани аль-Ханафи пишет: «Рамадан — девятый месяц по исламскому календарю и самый ценный из всех месяцев года. Поскольку Рамадан обладает целым рядом особенностей, присущих исключительно ему, мы разбили статью на несколько разделов, в каждом из которых подробно рассматриваются характеристики данного месяца.

Смысл Рамадана

В Священном Кyр`ане ясно указывается, что основной целью, ради которой человек создан Аллаhом, — это «поклонение» Аллаhу:

وَمَا خَلَقْتُ ٱلْجِنَّ وَٱلْإِنسَ إِلَّا لِيَعْبُدُونِ

«Я сотворил джиннов и людей только для того, чтобы они поклонялись Мне» (Священный Кyр`ан, 51:56)

Слово, используемое Священным Кyр`аном для обозначения поклонения, — ибадат, и его смысл существенно шире, чем у слова «поклонение». В русском языке поклонение соотносится с некими специальными действиями и ритуалами, предназначенными исключительно для того, чтобы выказать почитание своему Создателю. Однако понятие «ибадат» не ограничивается данными действиями и ритуалами, а включает в себя любое действие, совершенное вследствие подчинения Велениям Аллаhа и из стремления к Его Довольству. Поэтому многие действия, которые кажутся по своей природе мирскими и обыденными, включены в понятие «ибадат»: например, зарабатывание себе на жизнь посредством халяль (дозволенных) средств, в том числе для исполнения своих обязательств по отношению к членам семьи, материально зависящих от данного человека.

В целом, ибадат бывает двух видов:

Один из них подразумевает действия, смысл которых — исключительно в поклонении Аллаhу, без какой бы то ни было мирской цели. К данному виду относятся намаз, пост и т.д. Это прямой, непосредственный ибадат.

В другой вид ибадата входят действия, которые в основном носят мирской характер, но превращаются в ибадат, если исполняются в полном соответствии с шариатом и с намерением исполнить свой долг. Поэтому такие действия рассматриваются в качестве ибадата косвенным образом.

Очевидно, что непосредственный ибадат должен цениться выше косвенного.

Предписывая очень небольшое количество действий прямого ибадата в повседневной жизни (например, пятикратный намаз), Ислам оставляет своих последователей, в основном, с косвенным ибадатом — едой, питьем, зарабатыванием себе на жизнь, отношениями с женой, детьми, родителями, родственниками и другими людьми. Однако такие действия — в целом, мирские по своей природе. Человек настолько погружается в мирские удовольствия, что их материальная сторона превалирует над духовной. Поэтому у этих действий духовная сила меньше, чем у непосредственного поклонения.

Непосредственного ибадата в нашей жизни существенно меньше косвенного, поэтому духовный прогресс человека значительно уступает материальным достижениям. Месяц Рамадан призван сохранить баланс между материальным и духовным. В этом месяце непосредственный ибадат должен быть максимизирован, а мирские дела сведены к минимуму — этим мы стараемся ускорить духовный рост, восполнить упущенное и восстановить духовные потери, понесенные в результате глубокого погружения в мирские дела в течение прошлого года. Дни месяца Рамадан предназначены для поста — ибадата, который длится весь день и заключается в лишении себя пищи в течение многих часов. Это уменьшает нежелательные духовные последствия от материальных удовольствий. С другой стороны, ночи месяца Рамадан проводятся в Тарауихе, тахаджуде и сухуре, тем самым существенно сокращая обычную длительность сна. Кроме того, помимо предписанного поклонения, человек совершает столько нафль-ибадата, сколько может. И таким образом духовная деятельность поднимается на существенно более высокий уровень, чем в другие дни года.

Все это ясно указывает на то, что этот месяц нужно в максимальной степени посвятить непосредственному ибадату. Награда за благие поступки, совершенные в этом месяце, увеличивается именно для того, чтобы побудить мусульман совершать как можно больше ибадата.

Польза Рамадана

О полезных свойствах Рамадана говорится во многих хадисах. Некоторые из них мы приводим ниже:

Салман аль-Фариси (радиаллаhу ‘анhу) рассказывал: «В последний день шаабана пророк ﷺ обратился к нам со следующими словами:

«Люди! К вам приходит великий, благословенный месяц. Месяц, в котором есть ночь лучше тысячи месяцев. Месяц, в который Аллаh сделал пост обязательным для вас, а простаивание в молитвах по ночам – добровольным. Кто стремится к Божьей близости через дополнительные богослужения в этот месяц, тот получит за это награду как за совершение обязательного богослужения в иные дни. А кто совершит обязательное богослужение в Рамадан, тот получит награду как за исполнение 70 обязательных богослужений в иные дни. Это месяц терпения, а награда за терпение – рай. Это месяц сострадания. Месяц, в котором пропитание верующего увеличивается. Кто даст другому пищу для разговения, тому простятся грехи, шея того будет освобождена от ада, и тот получит ту же награду, что постящийся, награда которого от этого не уменьшится».

«Пророк», – спросили сподвижники, – «не у каждого из нас достаточно пищи, чтобы накормить другого постящегося».

«Эту награду получит и тот, кто даст постящемуся один финик или немного воды или молока для его разговения. Это месяц, начало которого – Божья милость, середина – Божье прощение, а конец – освобождение от ада. Кто в этот месяц уменьшит бремя работы своего раба, тому Аллаh простит грехи и освободит того от Огня. В этот месяц нужно помногу совершать четыре действия: два угождающие вашему Господу и два, без которых вам просто не обойтись. Угождающие Богу действия – это свидетельствовать, что нет божества, кроме Него, и просить у Него прощения. А действия, в которых вы сами нуждаетесь, – это просить Аллаhа ввести вас в рай и просить Его о защите от Огня. Кто даст постящемуся попить, тому Аллаh даст попить из моего водоема, после чего его уже не будет мучить жажда вплоть до момента входа в рай»» (Аль-Байхаки).

Данный хадис подробно рассказывает о полезных свойствах Рамадана и действиях, которые нужно совершать во время него. Общий смысл в том, что не стоит ограничивать себя только постом, нужно максимизировать совершение добрых дел, воспользоваться возможностью для просьб к Аллаhу о прощении и добыть как можно большую награду через добровольные богослужения (в том числе благотворительные действия).

Абу Хурейра (радиаллаhу ‘анhу) передавал следующие слова пророка ﷺ: «Моей общине дарованы пять особенных почестей в месяц Рамадан, которыми не были наделены никакие иные общины прошлого:

а) запах, исходящий изо рта постящегося, лучше перед Аллаhом, чем аромат мускуса;

б) рыбы в воде молят Аллаhа о прощении постящихся вплоть до разговения;

в) каждый день Рамадана Аллаh украшает рай и говорит ему: «Недалеко то время, когда мои праведные рабы сбросят бремя и придут к тебе»;

г) бесы заковываются в кандалы в этот месяц и не могут делать то, что совершают в иные дни;

д) в последнюю ночь месяца постящиеся получают прощение» (Ахмад, Аль-Байхаки).

Как сообщал Убада ибн Самит (радиаллаhу ‘анhу), пророк ﷺ сказал: «К вам пришел Рамадан. Это месяц, в который Божья благодать окружает вас, Аллаh ниспосылает вам Свою милость, прощает ваши грехи и принимает мольбы. Аллаh видит, когда вы совершаете добрые дела наперегонки друг с другом в этот месяц и гордится вами перед Своими ангелами. Поэтому покажите Аллаhу лучшие поступки, ведь несчастен тот, кто лишает себя Божьей милости в этот месяц» (Ат-Табарани).

Данных хадисов достаточно для того, чтобы понять, сколь велика польза Рамадана, заложенная в него Аллаhом.

Как провести Рамадан

Рамадан — время Божественной Благодати. Это месяц очищения, предназначенный для духовного обновления внутренних духовных качеств. Это золотая возможность для каждого мусульманина усилить свой Иман, очистить свое сердце и душу и устранить порочные последствия совершенных грехов. Этот месяц призывает каждого мусульманина минимизировать свои мирские занятия и максимизировать поклонение. Заранее распланируйте этот месяц, чтобы максимум времени посвятить ибадату.

Ниже приведен краткий список занятий, которые следует добросовестно выполнять в месяц Рамадан:

1. Совершать каждый намаз коллективно в мечети.

2. Подниматься чуть раньше времени сухура для исполнения тахаджуд-намаза. Точно установленного количества ракаатов для тахаджуда нет, но лучше молиться 8 ракаатов.

3. Совершать нафль-намазы: ишрак (2 ракаата после восхода Солнца), духа (4 ракаата, которые можно исполнить в любое время после ишрака до полудня) и Аввабин (6 ракаатов после магриба).

4. Декламирование Прославленного Кyр`ана. Точно установленного количества читаемого нет, но мусульманину следует декламировать Кyр`ан как можно больше.

5. Часто вспоминать Аллаhа посредством различных пророческих поминаний, например:

سبحان الله وبحمده سبحان الله العظيم
سبحان الله والحمد لله ولا إله إلا الله والله أكبر
أستغفر اللهَ رَبِّي مِنْ كُلِّ ذَنْبٍ وأَتُوبُ إلَيْهِ
اللهم صلّ على محمد النبيّ الأمّيّ وعلى آلِهِ وَصَحْبِهِ وسلِّم
لا حول ولا قوة إلا بالله العليّ العظيم

«Субхаана Аллааh уа бихамдиhи субхаана Аллааhу аль-Азыым», «Ляа хауля уаляа куввата илляа би-лляаhи аль-алийй аль-азыым», «Субхаана Аллааhу уа альхамдулилляаh уа ляа иляаhа илля Аллааhу уа Аллааhу Акбар», «Астагфиру-ллааh ллязии ляа иляаhа илляа хува аль-хайй аль-кайюум уа атуубу иляйhи», «Аллааhумма солли аляа Мухаммадин аль-набийй аль-уммий уа-аляа аалиhи уа-саллим таслииман».

Помимо произнесения в определенное время данных фраз (по 100 раз каждую), можно также продолжать часто произносить их в течение дня, даже если заняты нетрудными делами, когда идете или когда находитесь в кровати.

6. Молитвы и мольбы (дуа). Строго определенного дуа не предписано. Человек может молить обо всем, что ему нужно как в этом мире, так и в Следующем. Однако мольбы благородного Пророка (мир ему и Божье благословение) настолько всеобъемлющи, что они включают все, что может понадобиться мусульманину как в этой жизни, так и после смерти. Поэтому очень рекомендуется молить Всемогущего Аллаhа словами, использованными нашим благородным Пророком (мир ему и Божье благословение).

7. Раздача садака. Помимо уплаты закята, являющегося обязательным, следует также тратить, насколько это возможно, деньги на садака в Рамадан. В достоверных хадисах сообщается, что благородный Пророк (мир ему и Божье благословение) особое внимание в месяц Рамадан уделял заботе о бедных и материальной помощи в их адрес. Поэтому мусульманину следует отдавать садака столько, сколько позволяют его возможности.

Чего не следует делать в Рамадан

В месяц Рамадан следует полностью отказаться от всех греховных дел. Хотя грехи запрещены шариатом не только в Рамадан, но и в любое иное время, их запрет становится еще строже в этом месяце.

Каждый мусульман в этом месяце отказывается от определенных дозволенных действий — например, еды и питья во время поста. Было бы странно, если человек, отказываясь от дозволенного, продолжал совершать грехи, запрещенные шариатом в любое время. Поэтому отказ от грехов еще более необходим в этом месяце.

В частности, следует полностью отказаться от совершения следующего:

  • Лжи
  • Злословия
  • Пререканий (благородный Пророк ﷺ дал конкретный запрет на пререкания во время поста. Он указал нам на то, что если кто-то хочет затеять ссору в Рамадан, мы должны ответить ему, что мы постимся и соответственно не собираемся вступать ни в какие споры)
  • Употребления в пищу запретного
  • Заработка недозволенными способами
  • Любого поступка, способного причинить вред человеку
  • Нагружать своих слуг или работников трудной работой, выходящей за рамки их способностей, без предоставления им средств для ее исполнения.

Одним словом, следует в максимальной степени отказаться от всех видов грехов и защитить свои глаза, уши, язык и все другие органы от недозволенных действий.

Если мусульманин проведет Рамадан описанным образом, он, ин шаа Аллаh, обнаружит, что его духовная сила поможет ему придерживаться исламского образа жизни, соответствующему Довольству Аллаhа, в течение всего следующего года.

Правила поста

Пост в Рамадан обязателен (фард) для каждого мусульманина. Кто не верит в его обязательность, мусульманином не является. Кто не постится в Рамадан без уважительной причины, является грешником.

Пост – это отказ от еды, питья и половых актов в дневное время суток (от рассвета до заката) с намерением угодить Аллаhу.

Если человек воздерживается от еды, питья и интимных отношений в каких-то иных целях (не ради Божьего довольства), его действия нельзя, согласно исламу, назвать постом. То есть нужно, чтобы было соответствующее намерение.

В Рамадан намерение на пост рекомендуется принимать ночью, то есть до начала дневного поста. Но если человек не принял намерение до рассвета, он все еще может принять его утром (допустимое время для намерения заканчивается примерно за 1,5 часа до полудня). Данное правило применимо только для поста Рамадана и добровольного поста. Если говорить о каза-посте (совершаемом в другие месяцы в случае пропуска поста Рамадана), намерение для него всегда следует принимать до рассвета.

Намерение принимается душой, то есть необязательно (хотя и дозволено) его произносить вслух. Поэтому не правы те, кто настаивает на его обязательном проговаривании.

Действия, аннулирующие пост

Пост может быть аннулирован двумя видами действий:

Первый вид включает те поступки, которые не только аннулируют его, но еще и приводят к обязанности восполнения (каза) и искупления (каффара) поста. Таких поступков всего три:

а) съесть что-либо;

б) выпить что-либо;

в) совершить половой акт.

Данные три действия приводят к обязательному искуплению в случае их умышленного совершения после начала поста, если человек знал, что они аннулируют пост.

В этом случае человек обязан и восполнить пост (каза), и искупить его (каффара):

– восполнение означает дополнительный день поста взамен аннулированного;

– искупление греха нарушения поста осуществляется одним из трех действий:

а) освобождение раба;

б) пост в течение двух месяцев подряд;

в) раздача еды 60 беднякам.

Поскольку рабства больше нет, для искупления совершают второе или третье действие. При этом, если человек достаточно силен для исполнения двухмесячного поста, он обязан совершить искупление именно данным способом, а не через раздачу еды. Если же человек физически не способен на столь длительный пост, он может раздать еду в качестве искупления.

Второй вид действий, аннулирующих пост, приводит лишь к нарушению поста, то есть искупление не требуется. В этом случае совершается только восполнение (каза) аннулированного дня поста. К действиям второго вида относятся:

а) неумышленный прием пищи (еды или питья): например, при омовении капля воды случайно попадает в горло, и пост нарушается, но требуется лишь его восполнение без искупления;

б) закапывание лекарства или др. в нос или уши;

в) курение;

г) семяизвержение от поцелуев или прикосновений к женщине;

д) прием пищи (еды или питья), если человек ошибочно думал, что рассвета еще не было, или что солнце уже зашло.

Если человек забыл, что он постится, и по ошибке выпил что-то или попил, пост от этого не нарушается. Сразу, как он вспомнит, что он постится, ему следует продолжить пост.

Но если, уже вспомнив о посте, он что-нибудь поест или выпьет, его пост нарушится. Если это произошло по той причине, что человек думал, будто его пост уже был нарушен его ошибочным приемом пищи, нужно будет лишь восполнить пост, искупления не требуется.

Порицаемые действия во время поста

Есть действия, которые, хотя и не аннулируют пост, приводят к уменьшению награды за него. К таким порицаемым действиям относятся:

а) жевание чего-либо или проба на вкус без поедания (попадания в горло);

б) использование зубной пасты или зубного порошка (но при этом допускается чистка зубов мисваком или щеткой без зубной пасты);

в) пребывание в течение всего дня в состоянии джанабата (большой ритуальной нечистоты);

г) отдавать кровь;

д) ссоры, оскорбления;

е) злословие (говорить плохо о человеке в его отсутствие);

ж) ложь.

Последние три действия запрещены и вне поста, но во время поста их запрет приобретает еще более строгий оттенок.

Дозволенные действия во время поста

Следующие действия не нарушают пост:

а) чистка зубов мисваком и щеткой, а ушей – ватными палочками;

б) нанесение масла, хны или краски на волосы;

в) закапывание глазных капель и использование сурьмы;

г) использование парфюмерии, чувствовать ее аромат, наносить губную помаду;

д) душ;

е) уколы, содержащие лекарство;

ж) неумышленная рвота;

з) неумышленное попадание дыма или пыли в горло;

и) семяизвержение во время сна;

к) зубное кровотечение, если кровь не попадает в горло;

л) задерживание полного омовения (как очищения от джанабата) до восхода.

Случаи, когда пост не обязателен

В следующих случаях мусульманину разрешается не поститься в Рамадан и восполнить пропущенный пост в иные дни:

Если человек из-за болезни не может поститься, или же компетентный врач высказал свое мнение о возможности ухудшения состояния заболевшего в случае поста, то разрешается не держать пост, пока не станет ясно, что пост больше не повредит его здоровью. После выздоровления человек обязан восполнить (каза) все пропущенные по болезни дни поста.

Если женщина беременна, и имеется серьезное опасение возможности нанесения постом вреда ее здоровью или состоянию ее малыша, она может отложить пост Рамадана и восполнить его после родов.

Если женщина кормит грудью своего ребенка, и есть серьезное опасение, что она не сможет продолжить кормление в случае поста, или же пост может навредить ей или ее ребенку, то в этом случае она может воздержаться от поста в Рамадан и восполнить его позже.

Если человек выезжает из своего города в место, удаленное от него на 48 миль или более, он может не поститься во время своего отъезда. Но если срок его пребывания в новом городе составит более 14 дней, он уже не считается путником и должен держать пост в Рамадан.

Если у него не было намерения пробыть в городе более 14 дней, и он сомневается, пробудет он там 14 дней или нет, он может не держать пост, пока не решится на пребывание длительностью более 14 дней. Даже если такая нерешительность длилась более 14 дней, он имеет право не поститься, пока не решится остаться в городе на следующие 15 дней.

Хотя возможность не поститься предоставляется всем путникам, выезжающим из своего города на расстояние в 48 миль и более, тем не менее рекомендуется держать пост тем, чья поездка комфортна и не очень обременительна. На то есть две причины:

– во-первых, человек получит бо́льшую награду за пост в пути;

– во-вторых, отказавшись от поста Рамадана, он все равно должен будет восполнить пропущенные дни поста, что может оказаться для него трудным.

Если же поездка трудная, и поститься в таких условиях сложно, то лучше от поста отказаться. А если поездка такова, что пост держать почти невозможно, то пост вовсе становится запрещенным для путника.

Если человек начал утром поститься и лишь в дневное время отбыл в путь, он не может прервать пост. Ему нужно завершить этот день поста на закате. Если же его поездка будет длиться и следующий день, то новый день он уже может начать без поста.

Если мусульманин был утром в пути и потому пост не держал, ел и пил, но днем прибыл в родной город, то с момента прибытия вплоть до заката он не должен ни есть, ни пить. Такое воздержание не считается постом, и нужно будет впоследствии восполнить этот день. Воздержание от приема пищи здесь исполняется в качестве проявления почтения к той части дня Рамадана, что человек проводит, уже будучи в родном городе.

Пост запрещен женщинам во время месячных и послеродового кровотечения. Впоследствии им нужно восполнить пропущенные дни поста.

У кого есть уважительная причина для отказа от поста Рамадана, те могут есть и пить в течение дня. Но они должны проявлять уважение к дням Рамадана, и им по возможности не следует есть и пить в общественных местах и перед постящимися.

Кому разрешается прервать пост в течение дня

Прерывать в дневное время пост без уважительной причины – большой грех. Такой поступок приводит к необходимости искупления аннулированного дня поста. Об этом мы уже писали. Но есть ситуации, когда прерывание поста дозволено:

а) когда человек подвержен серьезному недугу, и компетентный врач говорит, что, если пациент продолжит пост, это станет серьезной угрозой для его жизни, в этом случае пост прерывать не только можно, но и обязательно;

б) если человек испытывает такой голод или жажду, что отказ от еды и питья может привести к угрозе для его жизни, он обязан прервать пост;

в) в любой ситуации, когда отказ от еды и питья может привести к серьезной угрозе для жизни, человек имеет право прервать пост.

Во всех данных случаях человек не обязан совершать искупление, но ему нужно впоследствии восполнить (каза) этот день поста, когда опасность минует.

Сухур

Сухур – это предрассветный прием пищи до начала дневного поста. Сухур является сунной. Если у человека в это время нет аппетита, ему рекомендуется принять что-нибудь легкое. Даже несколько глотков воды станут исполнением сунны сухура. Хотя сухур может исполняться в любое время после полуночи, рекомендуется совершать его в последний час ночи перед рассветом.

Сухур можно исполнять до рассвета, но, чтобы случайно не переступить дозволенную грань, лучше завершить прием пищи за несколько минут до рассвета. Прием пищи после рассвета даже в течение одной минуты аннулирует весь день поста.

Если человек сомневается, наступил рассвет или нет, ему следует воздержаться от пищи. Если он все же примет пищу в таком сомневающемся состоянии, его пост действителен. Но если впоследствии будет доказано, что прием пищи состоялся после рассвета, этот день поста будет аннулирован, и ему нужно будет восполнить его.

Намерение (Ният), которое произносят во время сухура (после утреннего приема пищи):

وَبِصَوْمِ غَدٍ نَّوَيْتَ مِنْ شَهْرِ رَمَضَانَ

Транслитерация: «Уа би сауми гадин науайту мин шахри рамадан» (миняль-фаджри иляль-магриби хаалисан лилляяhи Тя’ааля)»

Перевод: «Я намерился держать пост месяца рамадан (от рассвета до заката искренне ради Аллаhа») (Абу Дауд).

Ифтар (разговение)

Ифтар – это завершение поста приемом пищи (что-нибудь поесть или попить) после заката. Порицается откладывать ифтар без уважительной причины. Но если человек сомневается, зашло солнце или нет, он должен отложить ифтар, пока не будет уверен в закате. Причина такой отсрочки в том, что, если впоследствии окажется, что ифтар был совершен на полминуты раньше, весь день поста будет аннулирован. Поэтому, например, в случае облачной погоды лучше отложить ифтар на несколько минут.

Никаких конкретных блюд и продуктов для ифтара не предписано. Тем не менее, рекомендуется совершать ифтар финиками, поскольку так обычно поступал пророк ﷺ.

Во время ифтара сунной является произнесение следующей мольбы:

اللَهُمَّ لَكَ صُمْتُ وَ بِكَ آمَنْتُ وَ عَلَيْكَ تَوَكَلْت وَ عَلَى رِزْقِكَ اَفْطَرْتُ فَاغْفِرْلِى يَا غَفَّارُ مَا قَدَّمْتُ وَ مَأ اَخَّرْتُ

Транслитерация: «Аллаhумма лякя сумту уа бикя аманту уа аляйкя тауаккяльту уа ‘аля рызкыкя афтарту фагфирли йа гаффару ма каддамту уа ма аххарту»

Перевод: «О Аллаh! Ради Тебя я держал пост, в Тебя уверовал и на Тебя лишь уповаю, разговляюсь тем, что Ты мне послал. Прости, о Прощающий мои грехи, прежние и будущие!» (Абу-Дауд)

После того как попьете воды, рекомендуется сказать:

ذَهَبَ الظَّمَأُ وَابْتَلَّتِ الْعُرُوقُ وَثَبَتَ الْأَجْرُ إِنْ شَاءَ اللَّهُ

Транслитерация: «Захабаз-зам’ уабталлятьиль ‘урукъ уа сабата аль-аджр ин шаа Аллаh»

Перевод: «Прошла жажда, смочены жилы и, даст Аллаh, установилась награда за пост» (Абу-Дауд) 

Восполнение поста

В случае пропуска поста Рамадана человек обязан восполнить пропущенные дни тем же количеством дней поста в другие месяцы. Это называется восполнением (каза).

Восполнение можно производить в любой день, кроме следующих:

а) 1-го шаууаля (Праздник разговения);

б) 10-го зульхиджи (Праздник жертвоприношения);

в) 11-го, 12-го и 13-го зульхиджи.

В эти дни пост запрещен, поэтому производить восполнение во время них нельзя.

Восполнять пропущенный день поста Рамадана следует как можно быстрее. Нежелательно задерживать восполнение без уважительной причины. Если пропущено сразу несколько дней, можно совершать восполнение, постясь несколько дней подряд, можно также делать перерывы между днями поста.

Но если совершается искупление (каффара), его производят непрерывным постом. Если будет сделан перерыв, придется заново повторить искупление с самого начала.

В отличие от поста Рамадана и добровольного поста, восполняющий пост требует, чтобы намерение было принято до рассвета.

Если человек пропустил много дней поста, ему следует записать точное их количество. Также ему нужно сделать завещание, чтобы, если он не успеет их восполнить при жизни, его наследники выплатили фидью (материальное возмещение за пропущенный пост) из его имущества. Фидья составляет 1 662 г пшеницы (или ее денежный эквивалент) за каждый пропущенный день поста. Если общая стоимость фидьи укладывается в треть оставленного имущества, наследники обязаны выплатить ее из наследства. Но если умерший не оставил завещания в отношении фидьи, наследники не обязаны ее выплачивать. Также, если размер фидьи превышает стоимость трети наследства, наследники не обязаны выплачивать излишек, кроме как по собственной доброй воле.

Тарауих

Другой важной особенностью Рамадана является Тарауих. Это особый намаз, состоящий из 20 ракаатов. Его совершают сразу после ночного (иша) намаза. Тарауих является важной сунной (сунна-муаккада), и его не следует пропускать. Пророк ﷺ говорил: «Аллаh сделал пост в Рамадан обязательным, а я сделал специальный намаз в Рамадан сунной».

Совершение Тарауиха коллективным образом является важной коллективной сунной. То есть для посетителей каждой мечети является важной сунной, чтобы в их мечети коллективно совершался Тарауих. Если человек уверен, что в его мечети Тарауих совершается коллективно, и исполнит Тарауих один у себя дома, сунна Тарауиха тем самым будет исполнена, но человек лишится большой награды за коллективную молитву. То есть, насколько это возможно, следует исполнять Тарауих в мечети.

Сунной также является прочтение за Рамадан всего Кyр`ана во время Тарауиха. Поэтому лучше, чтобы этот намаз возглавил человек, знающий весь Кyр`ан наизусть. Но платить ему за это нельзя. Если такого человека нет, Тарауих может вести любой имам, который будет читать те суры, которые он знает.

Обычно в мечетях чтение всего Кyр`ана во время Тарауиха успевают завершить за несколько дней до конца Рамадана (27-го числа или раньше). Это не значит, что в оставшиеся дни Тарауих можно не совершать. Нет, он остается сунной вплоть до последней ночи. Его по-прежнему нужно совершать, а произносить во время него можно любые суры.

Время для исполнения Тарауиха начинается по завершении исполнения обязательного ночного (иша) намаза. Кто не совершил обязательный иша-намаз, тот не может присоединиться к Тарауиху. Такому человеку нужно сначала исполнить обязательный иша-намаз, а затем уже присоединиться к Тарауиху. Если он пропустил несколько ракаатов Тарауиха, он может завершить их исполнение после витр-намаза. То есть, например, человек приходит в мечеть, когда имам уже совершил четыре ракаата Тарауиха. Он в этом случае сначала исполняет обязательный иша-намаз, затем присоединяется к коллективному исполнению Тарауиха и уже после совершения витр-намаза с имамом совершает в одиночку пропущенные четыре ракаата Тарауиха.

Как совершать тарауих?

Муфтий Сухайл Тармахомед аль-Ханафи пишет: «Тарауих – молитва, являющаяся сунной муаккада. То есть, способ совершения тарауиха – такой же, как и у других сунна-намазов: например, двух ракаатов до зухра, двух ракаатов после зухра, после магриба и т. д. Но, в отличие от обычных сунна-намазов, тарауих совершается коллективно и состоит из 20 ракаатов.

Данные 20 ракаатов читаются молитвами по 2 ракаата, то есть человек прочтет два ракаата и закончит намаз салямами, и так будет повторять 10 раз, в результате чего общее число ракаатов достигнет 20.

После каждых 4 ракаатов рекомендуется немного посидеть и отдохнуть (минуту или около того).

Что касается того, что следует произносить в тарауихе, сунной является прочтение всего Кyр`ана в тарауихе за месяц рамадан. Поэтому в большинстве мечетей, если имам является хафизом (знает наизусть Кyр`ан), в тарауих за ночь читают 1 джуз Кyр`ана или чуть больше, чтобы к концу месяца в тарауихе был прочтен весь cвященный Кyр`ан.

Тому, кто совершает тарауих за имамом, следует начать намаз вместе с имамом, сказав такбир тахрима, после чего произнести: «Субха́накялла́hумма уа бихамдикь, уа таба́ракясмукя уа та’а́ля джаддукь, уа ля́ иля́ха гойрукь», – и далее тагавуз и тасмию. После этого следует молчать, пока имам произносит суру «Фатиха» и некоторую часть Кyр`ана. За имамом нужно следовать так же, как обычно в коллективных фард-намазах.

Тем, кто исполняет тарауих дома (женщинам, а также тем мужчинам, которые не могут прийти на коллективный тарауих по уважительной причине), следует совершать тарауих следующим образом (подобно тому, как обычно совершаются в одиночку все намазы):

1) Примите сердцем намерение, что вы молитесь 20 ракаатов тарауиха, являющегося сунной, по 2 ракаата.

2) Начните намаз, произнеся открывающий такбир, и сомкните руки.

3) Произнесите: «Субха́накялла́hумма уа бихамдикь, уа таба́ракясмукя уа та’а́ля джаддукь, уа ля́ иля́ха гойрукь», – и далее тагавуз и тасмию.

4) Произнесите суру «Фатиха» и далее известную вам суру или часть Кyр`ана. Если вы – хафиз/хафиза, очень рекомендуется произносить один джуз за ночь.

5) По окончании чтения Кyр`ана, склонитесь в руку’ (поясном поклоне) и произнесите трижды: «Субха́на Раббияль-Азы́м».

6) Поднимитесь из руку’ и встаньте прямо. Поднимаясь, произнесите: «Сами’алла́hу лиман хамидах», – и, когда выпрямитесь, скажите: «Раббана́ уа лякяль-хамд».

7) Далее склонитесь в саджда (земном поклоне) и произнесите трижды: «Субха́на Раббияль-А’ля́».

8) Из саджда перейдите в сидячее положение.

9) Снова склонитесь в саджда и произнесите трижды: «Субха́на Раббияль-А’ля́».

10) Поднимитесь из саджда и встаньте на второй ракаат. Произнесите тасмию, суру «Фатиха» и еще одну суру или часть Кyр`ана.

11) Закончив чтение Кyр`ана, склонитесь в руку’. Далее следуйте той же последовательности действий, что указана для первого ракаата, – вплоть до второго саджда.

12) После второго саджда сядьте и произнесите ташаххуд, салават благородному пророку ﷺ и сунна-дуа, которое вы обычно читаете перед окончанием намаза.

13) Закончите намаз, произнеся: «Ассаля́му алейкум уа рахматулла́h», – и поверните лицо направо. Далее сделайте то же самое, поворачивая лицо налево.

При совершении тарауиха в одиночку произносить слова следует тихо» (Отдел фетв Совета алимов, Квазулу-Натал, ЮАР).

Ночь Могущества

Одним из главных достоинств Рамадана является наличие в нем Ночи Могущества (ляйлят-уль-кадр) – самой благословенной ночи в году. В эту ночь Аллаh ниспослал Кyр`ан. В Кyр`ане говорится, что данная ночь лучше тысячи месяцев. В достоверных хадисах сообщается, что в эту ночь Аллаh направляет свою особую милость людям, принимает мольбы Своих рабов и прощает многих людей, которые раскаиваются и молятся.

Ночь Могущества наступает в одну из пяти последних нечетных ночей Рамадана, то есть 21-го, 23-го, 25-го, 27-го или 29-го числа. В заслуживающих доверия источниках говорится, что эта ночь меняет свою дату, то есть в один год наступает в одну дату, а в другой – в другую. Такая смена приводит к тому, что человек проводит все эти пять ночей в богослужениях и мольбах, тем самым надеясь точно застать Ночь Могущества в одну из этих дат.

Никаких особых богослужений в эту ночь не предписано. Ее нужно проводить, как можно больше совершая добровольные намазы, читая Кyр`ан, поминая и прославляя Аллаhа, обращаясь к Нему с просьбами и раздавая милостыню беднякам.

Не рекомендуется проводить в эту ночь собрания, церемонии, читать длинные лекции и подсвечивать мечети. Эта ночь предназначена для развития личной связи со своим Создателем, уединенных богослужений, постоянного и исключительного контакта с Господом, более целенаправленного движения мыслей и поступков, посвящения себя Аллаhу сердцем и душой.

Эта цель редко достигается через собрания. Поэтому пророк ﷺ никогда не был склонен отмечать эту ночь лекциями, собраниями, иллюминацией и даже коллективными молитвами. Добровольным богослужением он занимался в одиночку.

Госпожа Аиша (радиаллаhу ‘анhа) однажды спросила его, какую мольбу ей следует произносить в Ночь Могущества. Пророк ﷺ в ответ назвал следующую мольбу:

اللَّهُمَّ إِنَّكَ عَفُوٌّ تُحِبُّ العَفْوَ فَاعْفُ عَنِّي

Транслитерация: «Аллаhумма, инна-кя ‘Афууун тухыббу-ль-’афуа, фа-’фу ‘анни!»

Перевод: «О Аллаh, Ты – Прощающий и любишь прощать, так прости же меня!»

Наибольшую пользу из этой ночи можно извлечь путем бодрствования в течение нее, проведения ее в молитвах и богослужении. Но кто по той или иной причине не может этого сделать, должен хотя бы выделить для богослужений некоторую значительную часть данной ночи. Нужно хотя бы совершить восемь ракаатов тахаджуд-намаза, прочитать немножко Кyр`ана, обратиться к Аллаhу с мольбами пророка ﷺ. Нужно постоянно произносить любой зикр и тасбих. Особенно полезен следующий зикр:

سُبْحَانَ اللَّهِ وَالْحَمْدُ لِلَّهِ وَلا إِلَهَ إِلا اللَّهُ وَاللَّهُ أَكْبَرُ وَلَا حَوْلَ وَلَا قُوَّةَ إِلَّا بِاللَّهِ 

Транслитерация: «СубханаЛлаhи уальхамдулиЛляhи уа ля иляhа илляЛлаhу уаЛлаhу Акбару уа ля хауля уа ля къуууата илля биЛляh».

Зикр и тасбих можно произносить и без омовения. Зикр можно совершать даже на ходу и в кровати.

Итикаф

Итикаф – еще одно уникальное богослужение Рамадана. Оно представляет собой пребывание в мечети в течение некоторого периода с отказом от обычных занятий.

Ислам не приемлет монашества, то есть нет такого, что Божье довольство можно добыть, лишь бросив все мирские дела. Коран осуждает такое отшельничество. Вместо этого ислам призывает к тому, чтобы человек зарабатывал себе на жизнь дозволенными методами, проводил время с семьей, выполнял все свои обязательства по отношению к жене, детям, родственникам, соседям и знакомым. Но, как уже говорилось, иной раз глубокое погружение во все эти дела замедляет наш духовный прогресс. Для исправления этого мусульманину нужно выделить время на то, чтобы отделиться от будней и посидеть в уединении, посвятив сердце и душу исключительно духовным занятиям.

Итикаф – прекрасный путь для реализации данной цели. Во время него человек, покинув дом и семью, остается на некоторое время в мечети. Это богослужение можно проводить в любое время года, но важной сунной (сунна-муаккада) итикаф является в последние десять дней Рамадана, поскольку данный месяц наилучшим образом подходит для него. К тому же именно в последнюю декаду Рамадана обычно наступает Ночь Могущества. Как уже говорилось, точная ее дата неизвестна, и она может наступить в любую нечетную ночь последней декады. Совершая итикаф в эти дни, человек получает возможность извлечь огромную пользу, ведь, даже если он проспит Ночь Могущества, ему все равно будет засчитано богослужение в эту ночь, ведь каждая секунда итикафа считается богослужением, даже если человек в это время ест, пьет или спит. Дома такого блага не добыть. Поэтому пророк ﷺ каждый год совершал итикаф в Рамадан.

Некоторые правила итикафа

Итикаф в последние десять дней Рамадана – коллективная сунна. То есть в каждой мечети хотя бы один человек должен его совершать итикаф. Если он это делает, исполняется сунна сразу для всей местной общины. Если же никто не совершает итикаф, то сразу вся местная община становится ответственной за неисполнение сунны. Поэтому нужно, чтобы кто-нибудь да совершал итикаф в местной мечети. Если таких людей нет, местным мусульманам нужно кого-нибудь подготовить к этому.

Время для итикафа начинается с заходом солнца 20-го Рамадана. То есть желающему совершить итикаф, нужно зайти в мечеть до заката.

Главное требование действительности итикафа – пребывание в пределах мечети в течение времени итикафа. Человек не должен выходить из мечети, кроме как по необходимости (можно выходить, например, для справления нужды).

Под «пределами мечети» здесь подразумеваются те места, что предназначены для намаза и определены таковыми основателями или администрацией мечети. То есть сюда не входят места для омовения, туалеты и пр. Если человек выйдет за указанные пределы мечети без признаваемой необходимости, его итикаф прекратится.

Во время итикафа выходить из мечети можно только по следующим причинам:

а) для справления малой или большой нужды;

б) для исполнения обязательного купания (гусль), то есть для очищения от джанабата (при этом следует помнить, что для необязательного купания, в том числе пятничного, выходить из мечети во время итикафа нельзя);

в) чтобы принести еду, если нет человека, который бы это сделал (в этом случае разрешается занести еду в мечеть или покушать за ее пределами);

г) для исполнения пятничного намаза, если он не совершается в той мечети, где проходит итикаф;

д) для перехода в другую мечеть, если жизни или имуществу человека угрожает серьезная опасность.

Во время итикафа рекомендуется отказаться от всех ненужных дел и проводить бо́льшую часть времени в богослужениях (намазе, чтении Кyр`ана, зикре, тасбихе). Но совсем молчать тоже не надо, такое поведение порицается.

Следующие действия приводят к прекращению итикафа:

а) выход из мечети, пусть даже на мгновение, без признаваемой необходимости;

б) оставаться за пределами мечети после выполнения признаваемых необходимых дел;

в) половой акт или семяизвержение, если оно произошло посредством умышленных действий (поцелуев, ласк и пр.), это строго запрещено во время итикафа;

г) любое действие, нарушающее дневной пост, – еда, питье и пр. (пост является условием действительного, соответствующего сунне итикафа, поэтому при нарушении поста итикаф автоматически прекращается).

Если итикаф прекращен, человек становится обязанным восполнить (каза) лишь один день итикафа, то есть не нужно совершать заново все десять дней итикафа. Например, человек начал итикаф в ночь на 21-е Рамадана с намерением его исполнения в течение десяти дней, но по ошибке вышел из мечети 25-го числа. Его итикаф прекращается. Теперь ему нужно восполнить лишь один день итикафа, он не обязан восполнять все десять дней или пять дней. Восполняется только один день. Это можно сделать в течение Рамадана того же года, после Рамадана (совершая добровольный пост) или в следующий Рамадан. Если восполнение будет проводиться в тот же Рамадан, он может начать его на закате 25-го Рамадана (после того дня, когда он прекратил итикаф) и завершить его на закате 26-го Рамадана. Тем самым он исполнит обязанность восполнения. Далее он может либо пойти домой, либо продолжить итикаф в качестве добровольного (не сунны и не уаджиба) (См.: Мухаммад Таки Усмани. «Исламские месяцы», стр. 55-77).

Пусть Аллах Свят Он и Велик вознаградит шейхов за их усердие, ма ша Аллаh.

Все мы с нетерпением ждем наступления Рамадана и говорим: «Добро пожаловать, месяц Рамадан! Добро пожаловать, месяц благодати и прощения! Добро пожаловать, месяц прославления Святости и Единства Аллаhа, упоминания Его и чтения Кур`ана!».

И вся хвала Аллаhу, Господу миров!

Муфтий Мухаммад Таки Усмани

По материалам: http://islamdinr.ru/

 

Пікірлер

Поле не должно быть пустым!
Комментарий отправлен на модерацию.
    бас мүфти блогы бас мүфти блогы

    Календарь

    Кітапхана

    Жоғары