Хадж является одним из столпов Ислама. Однако совершение хаджа является обязанностью только для того человека, у которого есть на то возможность.
«От большого учёного Шафиитского мазхаба Аль-Кади Хусейна передаётся, что хадж является лучшим поклонением мусульманина, ибо хадж включает в себя имущественные и телесные деяния. Аль-Хулайми добавил, что хадж охватывает смысл всех ибадатов. Следовательно, человек совершивший хадж, подобен тому, кто соблюдал пост, делал иʻтикаф, выплатил закят, проявлял выдержку/хладнокровие на пути Аллаха и участвовал в газавате». («Мугни аль-мухтадж»)
Если мусульманин совершит хадж один раз за свою жизнь, ему этого достаточно. Тем самым он выполнит свою обязанность перед Всевышним Аллахом и получит большую награду. Однако желательно совершить хадж более одного раза. Если человек имеет возможность, для него настоятельной сунной является посещать святые места через каждые пять лет.
От Абу Са’ида Аль-Худри (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Посланник Аллаха ﷺсказал:
يَقُولُ اللَّهُ عَزَّ وَجَلَّ : إنَّ عَبْدًا صَحَّحْت لَهُ جِسْمَهُ ، وَوَسَّعْت عَلَيْهِ فِي الْمَعِيشَةِ تَمْضِي عَلَيْهِ خَمْسَةُ أَعْوَامٍ لَا يَغْدُو عَلَيَّ لَمَحْرُومٌ
«Поистине, Всевышний Аллах говорит: "Поистине, Мой раб, которому Я даровал здоровое тело, достаток в имуществе, и прошло пять лет, но он не приходит ко Мне (то есть он не навещает Мой дом Каабу и не совершает хадж) является лишённым"». (Ибн Хиббан, Байхаки)
«Всевышний Аллах лишает такого раба блага или дополнительной награды и полного прощения – такого, которое делает его таким же безгрешным, как в тот день, когда его родила мать, что указывает на то, что он не любит своего Господа». («Файд Аль-Къадир» 2/310).
«От ʻАли ибн Аль-Мунзира передаётся: «Мне рассказал один из моих товарищей, что Хасан ибн Хайй был потрясён этим хадисом, следовал ему, и он одобрял, когда здоровый человек, который имеет финансовую возможность, не оставлял хадж более, чем на пять лет (то есть совершал хадж минимум через каждые пять лет)». («Аз-Заваджир», Ибн Хаджар Аль-Хайтами)
Правда ли, что в хадже прощаются все грехи?
От Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) передаётся, что он слышал, как Посланник Аллаха ﷺ говорил:
من حج لله فلم يرفث ولم يفسق رجع كيوم ولدته أمه
«Кто совершит хадж ради Аллаха, избегая скверных слов и поступков, а также не станет совершать непристойные поступки, тот вернётся чистым от грехов, как в тот день, когда он был рождён своей матерью» (Бухари, Муслим).
Также от ‘Абдуллаха ибн ‘Исы (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Пророк ﷺ сказал:
الْحَاجُّ يَشْفَعُ فِي أَرْبَعِ مِائَةِ أَهْلِ بَيْتٍ ، أَوْ قَالَ: مِنْ أَهْلِ بَيْتِهِ ، وَيَخْرُجُ مِنْ ذُنُوبِهِ كَيَوْمِ وَلَدَتْهُ أُمُّهُ
«Паломник (совершивший хадж) сможет заступиться за четыреста человек из числа своих родственников», или он сказал: «… из числа членов его семьи, освободится от своих грехов и станет таким, как в тот день, когда родила его мать» (Баззар).
Стоит отметить, что в подобных хадисах подразумевается, что смываются только малые грехи человека. Что касается больших грехов, то для этого требуется истинное покаяние с соблюдением всех его условий. А в том случае, когда грех так или иначе затрагивает другого человека, согрешившему следует загладить свою вину перед тем, кто пострадал от него.
Из вышеприведённого же следует, что если человек будет далёк от совершения больших грехов, его малые грехи будут прощены благодаря его хаджу и другим совершённым им поклонениям и благим деяниям.
Пікірлер