Ни один народ, ни одно общество не желает умереть, просуществовав только одно поколение. И тут проявляется другая черта человека, на которую непосредственно влияет осознание времени и собственной смертности - желание оставить после себя наследие.
Всевышний Аллах обратился к неверующим с упреком за растрату жизни, за проведение ее в неверии и отказ от перехода от неверия к вере, несмотря на долгую жизнь, которую даровал им Аллах:
«Разве Мы не даровали вам жизнь достаточно долгую для того, чтобы опомнился тот, кто хотел опомниться? Да и предостерегающий увещеватель приходил к вам. Вкусите же (наказание), ведь нет для беззаконников помощников» (Сура «Фатыр», 37 аят).
Следовательно, Всевышний сделал благо долгой жизни поводом для размышлений, а жизнь человека – доводом против него, поскольку посланники и увещеватели являются также доводами и свидетелями над ним. В своем комментарии к данному аяту Ибн Кясир писал:
«Это означает: разве не было у вас этой жизни, и разве не было в вашем распоряжении достаточно лет, что, будь вы – из числа тех, кто извлекает пользу из знамений и следует истине, вы бы так и поступили при жизни?»
Катада утверждал:
«Знайте же, что продолжительность его жизни – довод против него, поэтому не дай Аллах нам оказаться осмеянными и обвиненными из-за нашей долгой жизни».
В своем сборнике «Сахих» имам Бухари со слов Абу Хурейры приводил следующие слова Пророка (да благословит его Аллах и приветсвует):
«Аллах не примет оправданий того, чей миг смерти был задержан Аллахом до шестидесятилетнего возраста».
В сборнике «Муснад» имам Ахмад со слов Абу Хурейры приводил следующее высказывание Пророка (да благословит его Аллах и приветсвует):
«Кому Аллах дает жить шестьдесят лет, от того Он не примет никаких оправданий о скоротечности жизни».
Иными словами, Аллах не оставил никаких уважительных причин, за которые может ухватиться человек, и не будет для него никаких оправданий, ведь Аллах дал ему столь долгую жизнь.
Существует и много других аятов, которые обращают наше внимание на величие этого первостепенного блага. И достаточно одного того факта, что Всемогущий Аллах клянется временем во многих аятах Своей священной Книги, уведомляя нас о ценности времени и сообщая нам о его важности. И Всевышний клянется такими отрезками времени, как рассвет, утро, закат, ночь, день, дополуденное и предвечернее время:
«Клянусь ночью, когда она закрывает (солнце)! Клянусь днем, когда он раскрывается!» (Сура «аль-Ляйль», 1-2 аяты);
«Клянусь ночью, когда она отступает, и зарей, когда она занимается!» («аль-Муддасир», 33-34 аяты);
«Клянусь ночью, когда она отступает, и рассветом, когда он забрезжит!» (Сура «Ат-Таквир», 17-18 аяты);
«Клянусь вечерней зарей и ночью, и тем, что она окутывает!»(Сура «Аль-Иншикак», 16-17 аяты);
«Клянусь зарей и десятью ночами!»(Сура «аль-Фаджр», 1-2 аяты);
«Клянусь утром! Клянусь ночью, когда она становится покойной!» (Сура «Ад-Духа» 1-2 аяты);
«Клянусь временем,воистину,человек–в убытке»(Сура «Аль-Аср» 1-2 аяты).
Следует отметить, что все утверждения, которые Аллах сопровождает клятвой временем, обладают особой важностью. И в двух случаях это имеет отношение к заверению Пророка в том, что Аллах не покинул его вопреки подобным утверждениям многобожников, а также к тому факту, что все человечество – в убытке, за исключением тех, кто верует и совершает добрые дела:
«Клянусь утром! Клянусь ночью, когда она становится покойной!Не покинул тебя твой Господь и не возненавидел» (Сура «Ад-Духа» 1-3 аяты);
«Клянусь временем, воистину, человек – в убытке, кроме тех, которые уверовали, совершали праведные деяния, заповедовали друг другу истину и заповедовали друг другу терпение!» (Сура «Аль-Аср» 1-3 аяты).
В комментарии к суре «Аср» имам Фахруддин Рази (милость ему Аллаха) писал:
«Аллах поклялся асром (временем) из-за его чудесных свойств, ведь именно в нем происходит хорошее и плохое, здоровье и болезни, богатство и бедность, и из-за того, что ничто не сравнится с его ценностью и важностью. Ведь если вы попусту растратите тысячу лет, но затем раскаетесь и добудете счастье в последний миг этой жизни, то вы будете вечно пребывать в раю и знать, что самой большой ценностью вашей жизни был этот миг. Поэтому время – одно из основополагающих благ, и Аллах клянется им и подчеркивает тот факт, что ночь и день – это возможности, впустую растрачиваемые человеком! И время имеет бо́льшую ценность, чем пространство, поскольку время – это чистое благо без недостатков, и человек может винить в неправильном использовании времени лишь самого себя».
Это небольшая цитата из благородной книги имама о ценности времени и о причине, по которой оно является одним из основополагающих и важнейших благ.
Если говорить о поступках и словах Пророка (да благословит его Аллах и приветсвует), то здесь вышеуказанный факт проявляется еще более явным и отчетливым образом. Бухари, Тирмизи и Ибн Маджа сообщали со слов Ибн Аббаса (да будет доволен ими Аллах) о следующем высказывании Пророка (с.а.с): «Есть два блага, которые многие люди теряют: здоровье и свободное время для добрых дел».
Время – драгоценное благо и великий дар, значение которого осознается и воплощается только успешными людьми, идущими верной дорогой, ведь в хадисе говорится: «...которые многие люди теряют...» (то есть лишь меньшинство извлекает пользу из этих благ, а большинство людей оказываются безуспешными прожигателями жизни).
Здесь также уместно привести некоторые высказывания о времени великих ученых:
Имам Шафии (да будет доволен им Аллах) говорил: «Я сопровождал суфиев и могу сказать, что получил пользу ровно от двух их высказываний. Первое: "Время – это меч: либо вы им воспользуетесь, либо оно убьет вас". И второе: "Займи свою душу добром, иначе она займет тебя злом"»;
Абдулла ибн Масуд, известный сподвижник Пророка (с.а.с) говорил: «Я никогда ни о чем не сожалел больше, чем о дне, в котором при заходе солнца моя жизнь укорачивается, а благие дела так и не увеличились»;
Праведный халиф Умар ибн Абдиль-Азиз (да будет доволен им Аллах) сказал: «Ночь и день всегда работают на вас – так, работайте же и вы в них»;
Хасан Басри (да будет доволен им Аллах) сказал: «О, потомок Адама! Ты – лишь собрание дней. И с каждым днем уходит частичка тебя». Он также сказал: «Я видел людей, которые к своему времени относились трепетнее, чем вы – к своему золоту и серебру».
Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) направил нас к осознанию ценности времени и способу извлечения из него пользы. Об этом говорится во многих хадисах, например: "Верующий находится между двумя страхами: о прошедшем в незнании расчета Аллаха и о будущем в незнании предопределенного Аллахом". То есть люди должны воспользоваться собой и своей нынешней жизнью от молодости до старости, от юности до смерти для обеспечения жизни будущей.
Пікірлер