Языковая версия
Радио

Статьи

Достоинство знания. Имам Абу Ханифа
04 декабря, 2018 года 488 Басып шығару нұсқасы

Достопочтимый Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) говорил: «Лучший из людей – правоверный ученый, который, если в нем нуждаются [другие], приносит [им] пользу, а если нет – то ведет себя пристойно и непритязательно, довольствуясь имеющимся».

Также, Пророк Мухаммад говорил: «Смерть племени более легка, чем смерть ученого».

Политика для улучшения взаимоотношений людей и направления их по правильному пути, спасительному в земном мире и на том свете, делится на четыре степени: первая – и наивысшая – политика пророков, мир им, и их правление избранными и простыми людьми вместе, внешне и тайно; вторая – политика халифов, правителей и султанов и их правление избранными и простыми людьми вместе, однако только внешне, а не внутренне; третья – политика ученых, познавших Аллаха , сведущих в Его религии и являющихся наследниками пророков, и их власть – только над сокрытым [в душах] избранных, ведь понимания простых людей недостаточно для получения ими пользы от них (ученых), а их (ученых) сила в проявлении властвования и распоряжения не распространяется внешне на вменение чего-либо в обязанность, запреты и законы; и четвертая – политика проповедников и их власть только над сокрытым [в душах] простых людей. Самое благородное из четырех занятий после пророчества – принесение пользы знанием, очищение людских душ от порочных качеств, ведущих к погибели, и наставление их в нравах похвальных, дарующих счастье, и это – цель обучения [знанию].

И не секрет, что религиозные науки, а это знание пути к жизни будущей, постигаются совершенным умом и ясным разумением, а разум – самая благородная черта человека, как это будет разъяснено ниже, так как им принимается аманат Аллаха и при его помощи достигается приближение к Нему. Что касается общей пользы [знания], то в ней нет сомнений, ибо его польза и плоды – счастье в будущей жизни (аль-ахира).

Наш великий ученый, прекраснейший человек своего времени  Абу Ханифа, да смилуется над ним Аллах, был очень набожным, «отрешенным от мирского» (захид), «познавшим Бога» (‘ариф), богобоязненным и желающим знанием своим служить Аллаху. Что касается его набожности, то узнать об этом можно из того, что передано от Ибн аль-Мубарака (‘Абдаллах ибн Мубарак ибн вадых аль-Ханзали (ум. 181/798) – видный ученый первых веков ислама, автор многих книг, мухаддис), который рассказывал: «Абу Ханифа, да смилуется над ним Аллах, обладал благочестием и мужской доблестью и совершал много молитв (салат)». Хаммад ибн Абу Сулайман поведал, что Абу Ханифа проводил всю ночь [в молитвах]. [В другом рассказе] говорится, что он [в молитвах] проводил половину ночи и что однажды, когда он шел по дороге, на него указал какой-то проходивший человек, сказав при этом кому-то другому: «Это тот самый, который всю ночь проводит [в молитвах]». И после этого Абу Ханифа всегда проводил всю ночь [в молитвах]. Он говорил: “Мне будет стыдно перед Аллахом оттого, что мне могут приписывать из поклонения Ему то, чего у меня нет». Что касается его «отрешения от мирского», то передают со слов ар-Раби‘а ибн ‘Асима, который рассказал: «Язид ибн ‘Умар ибн Хубайра отправил меня [с поручением], и я пришел с Абу Ханифой. [Язид] хотел, чтобы тот (Абу Ханифа) стал распорядителем казны (байт аль-мал), но он отказался и был подвергнут наказанию двадцатью ударами кнутом. Посмотрите же, как он избегал брать в руки власть и перенес наказание!» Аль-Хакам ибн Хишам ас-Сакафи поведал: «В аш-Шаме (Сирии) мне рассказали об Абу Ханифе, что он был одним из самых честных людей и что султан пожелал, чтобы тот или взялся быть распорядителем его казны, или получил [кнутом] по спине, и он (Абу Ханифа) предпочел для себя земное наказание, чем наказание от Всевышнего Аллаха». Передают, что об Абу Ханифе отозвались нелестно при Ибн аль-Мубараке, и тот сказал: «Вы поносите человека, которому предлагали весь земной мир без остатка, а он бежал от него». И передают со слов Мухаммада ибн Шуджа‘ в передаче через некоторых сподвижников [Абу Ханифы], что Абу Ханифе сказали: «Повелитель правоверных [халиф] Абу Джа‘фар аль-Мансур повелел дать тебе в награду десять тысяч дирхемов». Но Ханифа не согласился принять это. [Мухаммад ибн Шуджа‘] продолжил: «В день, когда ожидалось, что будут ему присланы деньги, он помолился утром, потом окутал себя с головы до ног накидкой и перестал разговаривать. Пришел посланник [от халифа] аль-Хасан ибн Кахтаба с деньгами, вошел к нему, а тот не разговаривал с ним. Тогда один из присутствующих сказал аль-Хасану: “Он и с нами говорит только отдельными словами”, то есть таков его обычай. И аль-Хасан велел: “Положите деньги в этот мешочек в углу дома”. После этого Абу Ханифа сделал завещание относительно своего имущества и сказал своему сыну: “Если я умру, то после того, как вы похороните меня, возьми этот кошель и ступай с ним к аль-Хасану ибн Кахтабе и скажи ему: «Возьми свой вклад, что оставил на хранение Абу Ханифе»”. Его сын впоследствии говорил: “Я сделал так. И аль-Хасан сказал: «Да смилуется Аллах над твоим отцом, он был скрупулезен в своей религии”». Также, рассказывают, что ему (Абу Ханифе) предложили должность [верховного] судьи [Багдада], а он сказал: «Я не гожусь для этого». Его спросили: «Почему?». Он ответил: «Если я правдив [в своем утверждении о своей непригодности], то не пригожусь для этой должности, а если лжив [в этом утверждении], то лжец не вправе отправлять судейство».

Что касается его знаний о пути к будущей жизни и способах исполнения религиозных предписаний, его познания Аллаха , то на это указывает его сильная богобоязненность, его набожность и «отрешение от мирского» в земном мире. Ибн Джурайдж сказал: «Мне рассказали об этом вашем куфийце, [Абу Ханифе] ан-Ну‘мане ибн Сабите, что он очень боится Всевышнего». А Шурайк ан-Наха‘и говорил: «Абу Ханифа был очень молчаливым, всегда погруженным в размышления о величии Аллаха и немногословным с людьми». И это – самые очевидные признаки, указывающие на [обладание] тайным, сокровенным знанием и на занятие самыми важными и необходимыми делами религии, ведь тот, кому даровано молчание и «отрешение от мирского», тому и даровано все знание.

Пікірлер

Поле не должно быть пустым!
Комментарий отправлен на модерацию.
    бас мүфти блогы бас мүфти блогы

    Календарь

    Кітапхана

    Жоғары