В русском языке это слово наиболее точно отражает сущность этого явления. Слово образовано от слияния двух основ «суе» (напрасный, беспричинный) и «вера» - то есть буквально вера в беспричинные связи, как суррогат истинной веры.
Каждый человек нуждается во внутренней опоре, способствующей его выживанию. В качестве этой опоры могут выступать: во-первых, знание (опора мозга или разума) и, во-вторых, вера (опора сердца). Когда нет ни твердых знаний, ни глубоких убеждений, человек начинает верить в приметы, в скрытые связи между черной кошкой и неудачной дорогой, пустыми ведрами и неблагополучием, привычкой свистеть и материальным недостатком и т.д. Так на смену истинной вере приходит ее «голограмма» - суеверие.
Пророк Мухаммад говорил: «Нет плохим предзнаменованиям [в Исламе недопустимо следовать им и зависеть от них]! Лучшее — аль-фа’ль». У него уточнили: «А что это такое?» — «Это хорошее слово, которое слышите вы», — ответил Пророк. Здесь имеются в виду слова, которые воодушевляют, поднимают настроение, подбадривают, а также все то, что предвещает хорошее, прекрасное от Бога — ты уверен, что с Божьей помощью все завершится наилучшим образом, стараешься заметить знаки Свыше и воодушевленным движешься к очередной цели, несмотря на временные затруднения и сложности. Пророк любил аль-фа’ль (слова или действия, вселяющие радость, воодушевление, уверенность), ему нравилось это.
Человек должен смириться с тем, что ему недоступно сокровенное знание. Но это не отрицает стремления к знаниям вообще. Наоборот, стремление к дозволенным и полезным знаниям похвально и щедро вознаграждается. Согласно хадисам, для человека, идущего по пути знаний, облегчается дорога в рай. В то же время человеку тяжело избавиться от «суеверных наущений».
Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Ни один человек не может избавиться от трех вещей: предположения, сомнений и зависти»]. Сомнения, подозрения, зависть могут возникнуть в душе человека, но он не должен подпитывать их дальнейшими размышлениями о них и ни в коем случае не подкреплять поступками на их основе… Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, (в продолжение хадиса) сказал: «Продолжи свой путь, невзирая на приметы (суеверие), пришедшие в голову; если зависть проявляется, усмири ее; если закрадется подозрение, не принимай его за правду и не воплощай в жизнь!»
Му‘авия однажды спросил у Пророка Мухаммада: «Среди нас есть люди, которые принимают во внимание дурные предзнаменования [зависимы от них]». Пророк ответил: «Это то, что они чувствуют [по сложившейся в народе традиции обращают на них внимание, реагируют]. [Но] пусть это ни в коем случае не препятствует им [не сбивает верующего с намеченного курса]». То есть следует игнорировать дурные предзнаменования и продолжать свой путь, начатое дело. В противном случае — это очевидный грех пред Богом, ведь все происходящее находится в полной власти и управлении Господа, а не во власти примет и дурных предзнаменований.
Противоположным убеждением суеверия может стать убеждение в том, что всякое благо и всякое зло происходит только по воле Аллаха, а также вера в Его всезнание и всемогущество и смирение перед незнанием сокровенного, доступного только Всевышнему Аллаху.
Пікірлер