Жилище является ключевым понятием религии Ислама. Это святое место, которому мусульмане уделяют огромное внимание. Прежде всего, обитатели дома должны чтить и уважать существующие традиции. Семья должна благоустраивать дом. Речь идет о чистоте и духовности атмосферы, царящей в доме.
Ислам очень тщательно оберегает частную жизнь. Умышленное вторжение в частную жизнь считается серьезным преступлением с далеко идущими последствиями. Оно подпадает под категорию причинения вреда или ущерба другим людям, что недопустимо в Исламе. Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Нельзя причинять вред или причинять вред в ответ».
Благородный Коран в широком смысле предупреждает о неуважении к личной жизни в следующем аяте: «О те, которые уверовали! Избегайте многих предположений, ибо некоторые предположения являются грехом. Не следите друг за другом и не злословьте за спиной друг друга. Разве понравится кому-либо из вас есть мясо своего покойного брата, если вы чувствуете к этому отвращение? Бойтесь Аллаха! Воистину, Аллах – Принимающий покаяния, Милосердный» (сура “аль-Худжурат”:12 аят).
Благородный Коран в то же время предлагает некоторые рекомендации о том, как поступать в отношении частной жизни человека: «О те, которые уверовали! Не входите в чужие дома, пока не спросите позволения и не поприветствуете миром их обитателей. Это лучше для вас. Быть может, вы помяните назидание. Если же вы никого не найдете в них, то не входите, пока вам не позволят. Если же вам скажут: «Уйдите!» – то уходите. Так будет чище для вас. Воистину, Аллаху ведомо о том, что вы совершаете» (сура “ан-Нур”:27-28 аяты).
Под «входом в дом» имеется в виду не только непосредственный вход в дом через ворота или дверь, а любое проникновение в частную жизнь. Абдуллах ибн Аббас, сподвижник Пророка (мир ему и благословение Аллаха) сказал, что Аллах скрывает недостатки людей и прощает их, и Он любит скрывающих».
Вместе с тем, наш достопочтенный Пророк (мир ему и благословение Аллаха) также предостерегал: «Не злословьте за спинами ваших братьев; скрывайте чужие грехи, и тогда Аллах скроет ваши».
По мнению исламских ученых, существует множество видов приватности. Одной из них является приватность тела. Есть приватность в еде, одежде, мебели и многом другом. Практически вся деятельность человека в определенное время и при определенных условиях содержит некоторые аспекты, которые не могут быть открыты для общественности. Существует также тайна человеческих эмоций и состояния души. Людям не нравится, когда другие люди видят их или их вещи грязными и не украшенными.
Дом – это настолько личное царство, что даже шайтан, который поклялся, что будет стараться изо всех сил, везде и при каждом удобном случае возмущать и вводить в заблуждение человека, не всегда может туда проникнуть. Джабир ибн Абдулла сообщил, что Пророк Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Когда человек входит в свой дом и упоминает имя Аллаха, во время входа и во время еды, шайтан говорит: «Нет для вас здесь ни жилища, ни еды». А когда он входит и не поминает имени Аллаха во время входа, шайтан говорит: «Здесь для вас жилище». И когда он не поминает имени Аллаха во время еды, шайтан говорит: «Здесь для вас жилище и еда».
Не стоит и говорить, что любой тип архитектуры, который мог поставить под угрозу неприкосновенность частной жизни соседа, так или иначе, всегда считался настолько оскорбительным, что ему, как правило, не давали зеленый свет до тех пор, пока потенциальная опасность не была устранена и пострадавшая сторона не выражала удовлетворение. Рассуждая о правах соседей, Имам аль-Газали заявил, что одно из таких прав состоит в том, чтобы «не заглядывать в окна соседского дома со своей крыши».
Омейядский халиф Валид ибн Абд аль-Малик в 707 году решил перестроить и расширить мечеть Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) в Медине. По углам мечети были сооружены четыре минарета. С одного из минаретов хорошо просматривался дом омейядского халифа Марвана ибн аль-Хакама, который был расположен в нескольких минутах ходьбы от мечети. Когда другой омейядский халиф Сулейман ибн Абд аль-Малик во время совершения паломничества посетил этот дом, случилось так, что муэдзин, совершавший азан, увидел халифа, который находился в доме. По понятным причинам халиф незамедлительно приказал снести минарет.
Поэтому исламские правоведы всегда настаивали на том, чтобы площадки минаретов или в случае отсутствия минаретов, то крыши мечетей, были окружены достаточно высокими парапетами, чтобы призывающий к молитве не мог видеть людей в их домах. Некоторые заходили так далеко, что утверждали, что для того, чтобы подняться на минарет, призывающий на молитву должен быть слепым. Так однажды в Куфе, один чиновник, отвечавший за поддержание общественного порядка, настоял на том, чтобы слепота была добавлена в список необходимых условий для должности призывающего к молитве.
Ученые в целом не определяют слепоту как условие, но и не рассматривают ее как препятствие, при условии, что заслуживающий доверия человек всегда уведомляет такого муэдзина о наступлении времени молитвы. Один из муэдзинов Пророка (мир ему и благословение Аллаха) Абдаллах ибн Умми Мактум был слепым.
Пікірлер