Источником зависти является скупость, так как скупой человек не желает, чтобы в руках у других было то же самое, что и у него. Шахих (чрезмерно скупой) не желает давать рабам Аллаха те блага, которые есть в сокровищницах Аллаха. Поэтому его жадность страшнее, чем у других. Завистник не может вынести, чтобы Аллах из сокровищниц Своего могущества дал кому-либо знания, богатство или внушил любовь в сердце, или же любое какое-либо благо. Даже если это не принесет ему никакой пользы, он хочет, чтобы блага были отняты у тех, кому они даны. Это самый низкий предел болезней сердца. Поэтому Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) говорил: «Как огонь пожирает дрова, так и зависть пожирает добрые деяния».
Завистник – это человек, которого нужно наказывать без всякого сострадания и жалости. Он и так в этом мире испытывает нескончаемые мучения. Из-за знаний, богатства или положения, которые Аллах дал его ровесникам, он до самой своей смерти постоянно испытывает мучения. Тогда как мучения в вечной жизни еще мучительнее и ужаснее. Пока человек не пожелает своим братьям-мусульманам то, что желает себе, он не постигнет истины имана. Мусульманин должен радоваться за успехи других и переживать за несчастья, которые постигли других людей. Мусульмане подобны кирпичикам одной стены и помогают другим. Они подобны органам одного тела, и когда заболевает один орган, то и другие органы испытывают боль. Если в твоей душе нет таких чувств, то есть, не разделяешь страданий других мусульман, то чем заниматься изучением деталей фикха, судебной системы, будет лучше, если ты будешь стараться избавить себя от верной гибели.
Показуха – это скрытый ширк (многобожие), она является одним из двух путей приобщения сотоварищей Аллаху. Показуха – это старание завоевать доверие людей, чтобы занять высокое место на социальной лестнице. Это желание – низменное свойство, которому подвержены люди. Поэтому многие люди погибли именно из-за этого. К тому же, ни одно существо, кроме человека, не уничтожает другого человека. Если люди тщательно подумают, то поймут, что полученные знания, совершенные поклонения и даже множество традиций имели своей целью привлечение к себе внимания людей.
Показуха стирает все благие деяния. В одном из хадисов говорится: «В Судный день первым, кого призовут для ответа, будет тот, кто был убит в сражении. Когда он предстанет перед Аллахом, ему напомнят данные при жизни блага, и он признает их. Аллах спросит: – Что ты сделал с ними? –Я сражался на Твоем пути и пал шахидом. Аллах ответит: – Ты лжешь. Ты сражался не ради Меня. Ты сражался, чтобы люди называли тебя храбрецом и тебя называли им». Такой разговор будет проведен и с теми, кто ради привлечения к себе внимания людей получал знания, совершал хадж и читал Коран. Сложно излечить и такие нравственные заболевания, как самодовольство, надменность и самовосхваление. Когда человек считает себя выше других и смотрит на других свысока. Надменность проявляется в слове «Я». Проклятый шайтан сказал: «Я лучше него. Ты сотворил меня из огня, а его – из глины» (сура «А’раф», 7/12). На собраниях это свойство проявляется следующим образом: такие люди обычно считают себя выше и стараются сидеть на почетном месте. При разговоре надменность проявляется в нелюбви к критике и в нетерпимости к возражениям. Когда надменным людям делают наставления, они пропускают их мимо ушей, но когда они сами говорят, то говорят в резкой и грубой форме. Если человек считает себя лучше какого-либо раба Аллаха, то это является признаком его надменности. Знай, что лучшим человеком является тот, кто будет перед Аллахом превосходить других. А это неизвестно людям и зависит от последних минут жизни человека. Считать себя лучше других людей – это невежество в самом прямом смысле. Напротив, на кого бы ты ни посмотрел, ты должен подумать, что он гораздо лучше тебя и во многом превосходит тебя.
Увидев ребенка, ты должен сказать себе: «Он совершенно безгрешен, тогда как у меня много грехов. Бесспорно, он превосходит меня». Увидев человека старше себя, скажи себе: «Он раньше меня начал совершать поклонение Аллаху. Безусловно, он лучше меня!» Увидев ученого, скажи себе: «Ему дано то, что не дано мне. Он достиг того, чего не достиг я, и знает то, что не знаю я. Как я могу сравниться с ним?» Увидев невежественного человека, скажи себе: «Он совершил грех в силу своего невежества. Тогда как я грешил сознательно, зная обо всем. Аргументы, которые Аллах предоставит мне, более веские. Что касается его конца, я об этом ничего не знаю». Увидев человека другого вероисповедания, скажи себе: «Не знаю, вполне возможно, что он поймет истину и завершит свою жизнь, наполненную благими деяниями, и, будучи мусульманином, он освободится от грехов, словно выскользнет из масла. Тогда как я (да упасет Аллах от этого) могу сбиться с пути и поменять свою веру, и плохо завершить свою жизнь. Завтра он может стать приближенным рабом Аллаха, а я могу оказаться в числе тех, кто потерпел убыток!»
Пікірлер