Мы ежедневно общаемся с людьми, хочется задать вопрос: следим ли мы за своими словами, всегда ли говорим дозволенные религией вещи? Поговорить все любят, но не все удерживают «языки» от сплетней и сквернословия. Часто одна группа верующих обвиняет другую в различных грехах и еще чаще эти обвинения не имеют никаких оснований. Люди порой совершают злодеяния, полагая, что все забудется, ничего не забудется! Поэтому уверовавший в Аллаха человек, никогда не станет тратить время и деньги на сплетни! Современная молодежь не похожа на своих предшественников. Раньше подростки больше читали, ходили в спортивные кружки, увлекались радиотехникой. Теперь родители жалуются на детей, на их образ жизни. Религия Ислам поучает быть вежливым и культурным человеком, мусульманин обязан обладать культурой речи, он никогда не станет говорить о тех вещах, которых он не знает. В своем разговоре он не будет «подкалывать» и насмехаться над собеседником. Пророк Мухаммад (алейхиссалям) в этом отношении служит для нас наилучшим примером. Он (алейхиссалям) учил: «Пусть тот, кто верует в Аллаха и в последний день говорит благое, либо молчит» (Согласованный хадис).
Лучше проявить терпение и промолчать, нежели оскорбить и разозлить человека. Хула и клевета могут привести к трагическим последствиям. Оскорбив кого-либо, мы провоцируем его на агрессию, в разгневанном состоянии можно натворить что угодно! Бывает и такое, когда разозленный обидчик хватается за нож, затем совершается преступление. Только успокоившись и придя в себя он понимает всю тяжесть содеянного.
Человек воздает хвалу Аллаху за то, что Тот наделил его всеми благами. И лучшим из благ является вера во Всевышнего Аллаха, Которому нет равных, и в Пророка Мухаммада (мир ему и благословение) – Его раба и Посланника. Поистине, язык является наибольшим из благ Аллаха. Он мал по своей величине, но велик в нанесении вреда и боли. Ведь невозможно отличить веру от неверия иначе, как посредством языка. В нем предел послушания или ослушания. Поистине все сущее: сам Создатель или Его творения, мысли, знания, чувства, прекрасное или ужасное, – все предстает таким, как описывает язык. Но язык наш может нести истину или лукавить. И такой особенностью не обладает ни одна часть тела. Глаза всего лишь различают цвета и формы, уши слышат только звуки. А для языка нет предела. И если не следить за языком, то завлечет человека шайтан в свои ущелья и приведет его к вечной гибели. Огненная краска заливает лицо человека за слова, произнесенные его языком. И уберечься от вреда, приносимого несдержанным языком, сможет лишь тот, кто обуздал его уздечкой шариата, то есть следование ему. Во власти человека позволить языку не говорить ни о чем, кроме того, что принесет ему пользу в миру и в Ахирате, и убережет его от всего, что может принести ему вред в обоих мирах. Граница между познанием того, что следует восхвалять или порицать, очень тонкая и скрытая, поэтому бывает весьма трудно, так как язык является самым непослушным органом человека и самым сильным оружием шайтана, посредством которого он заманивает людей в свои сети.
Анас ибн Малик передает слова Пророка (мир ему и благословение): «Не усовершенствуется вера человека, пока не усовершенствуется его сердце; и не усовершенствуется его сердце, пока не усовершенствуется его язык; и не войдет человек в Рай, пока не убережется сосед от его вреда» (Ибн Аби-Дунья).
В хадисе говорится: «Послушайте, я расскажу вам самый простой и легкий вид богослужения – это молчание и хороший нрав» (Ибн Аби-Дунья). В хадисе говорится: «Тот, кто верит в Аллаха и в Судный день пусть говорит только доброе или молчит» (Аль-Бухари, Муслим). Пророк Сулейман (мир ему) сказал: «Если слово серебро, то молчание – золото». Когда один из бедуинов спросил Пророка: «Расскажи мне, как попасть в рай». Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Накорми голодного, напои жаждущего, стремись к добру и избегай зла; а если не можешь, то сдерживай свой язык от всех слов, кроме добрых» (Ибн Аби-Дунья). В хадисе говорится: «Если вы увидите муъмина, хранящего молчание, окажите ему уважение, сблизьтесь с ним; поистине, он изрекает мудрость». В другом хадисе говорится: «Поистине, язык муъмина позади его сердца; когда он хочет что-либо сказать, вначале обдумает. А язык лицемера впереди его сердца; когда желает что-либо сказать, то не обдумывает это сердцем»
Что же касается пустословия, то в этом есть четыре беды:
во-первых – это заставляет ангелов заняться записыванием того, в чём нет никакого блага и пользы. Человеку подобает стесняться их и не вредить им.
во-вторых – заполнение свитков деяний бесполезной болтовнёй, вздором и шутками. Пусть раб остерегается подобного и боится Всевышнего Аллаха.
в-третьих – свитки деяний, в которых записано всё, что ты говорил, будут прочитаны перед Могущественным Царём Всевышним Аллахом в Судный день, когда ты будешь в бедственном положении, будучи нагим, голодным, мучаясь жаждой, далёким от Рая и его блаженств.
в-четвёртых – упрёк и позор, который ждёт в Судный день. Человека спросят: «Для чего ты говорил это», и он будет стоять перед Всевышним Аллахом, не зная, что ответить и сгорая от стыда.
Мудрец сказал: «Остерегайся речи, от которой нет пользы ни для этого ни для того миров, поистине, это делает отчёт Судного дня долгим».
Пікірлер