Все ученые едины во мнении, что ильхам не является самостоятельным доводом, независимым от Корана и Сунны, и что нельзя устанавливать предписания шариата, опираясь только на него. Но ильхам, понимаемый как божественное внушение, можно рассматривать в качестве достоверного способа раскрытия сокрытых смыслов Корана и сунны. В противном случае, ильхам может быть искушением шайтана, и тогда нельзя действовать в соответствии с ним. Правдивое это внушение или ложное становится понятным, если сопоставить его содержание с шариатом. Если оно не противоречит исламу, тогда это правдивое внушение.
Аулия, находящийся на самой высокой ступени иерархии тасаввуфа, обязан следовать одному из муджтахидов точно так же, как и любой безграмотный мусульманин. Такие аулия, как Баязид Бистами, Джунайд Багдади, Джалаледдин Руми и Мухйиддин ибн Араби, достигли духовных высот, будучи приверженцами одного из мазхабов. Следование предписаниям ислама можно сравнить с посадкой дерева. Знания, озарения, проявления божественного (таджалли), любовь к Всевышнему, возникающие в результате продвижения по пути тасаввуфа, - всё это словно плоды этого дерева. Одним словом, чтобы получить плоды, нужно посадить дерево. То есть, если нет имана и не живешь по шариату, то нет и тасаввуфа и не достигнешь степени авлия. Некоторые люди говорят: «Мы видели во сне такого-то святого, который сказал нам оставить то и исполнять это». Подобные вещи свойственны тем, кто не является последователем тасаввуфа, а больше только внешне подражает суфиям. Есть и такие, которые время от времени говорят: «Я видел во сне Пророка (мир ему). Он сказал мне то, повелел это». Потом они начинают поступать в соответствии с этим, выходя за установленные шариатом рамки, или перестают делать положенное. В вопросах, касающихся религиозных предписаний (хукм), только слабые в познаниях люди могут использовать сновидение в качестве довода. Да, увиденное во сне можно оценивать как предупреждение или радостную весть, но никак не строить на этом принятие важных решений.
Пікірлер