Слово «такасур» означает и приумножение, и многочисленность, и хвастовство этой многочисленностью. Люди часто вступают в соревнование между собой, говоря «нас больше», «нет, мы многочисленнее», «у нас больше того-то и того-то», и начинают этим хвалиться. Однако нас интересует здесь не многочисленность сама по себе как какое-то отрицательное явление. Ведь есть многое, в многочисленности которого стоит соревноваться. Это и добрые дела, и знания, в совершении и приобретении которых верующим советуют опережать друг друга. Однако порицаются кичливость и надменность, даже если они обоснованы множеством добрых дел и знаний. В добродеянии важно не множество, а искренность, не количество, а качество. Во многих аятах Корана наше внимание обращается к тому, что страсть к приумножению имущества и потомков и хвастовство их многочисленностью приводят людей к беде. Ведь они отвлекают человека от его обязанностей поминать Аллаха, быть Ему благодарным, по достоинству постигать Его, знать Его могущество и величие. Они препятствуют покорности и поклонению Господу. К тому же горделивость и хвастовство не принесут пользы в ахирате, напротив, они являются грехом и приведут к наказанию. По своей сути, богатство и достаток, которыми владеет человек, его дети и внуки являются украшением его жизни. Несомненно, в богатстве и достатке много хорошего и полезного, а сыновья являются показателем человеческой силы. Однако как и все блага земной жизни, они тоже преходящи, нельзя всей силой отдаваться только им. В противовес этому, праведные дела человека, совершенные им в этой короткой земной жизни, останутся навечно и приведут его к счастью в ахирате. Поэтому сахабы избегали накопления большого богатства и хвастовства этим богатством. Имеющиеся у них средства они расходовали на пути Аллаха и сами довольствовались лишь необходимым.
На самом деле, чем больше приумножаются у человека богатства, тем больше растет и его ответственность. По этой причине, в нашей религии предпочтение отдается не приумножению своего богатства, а приумножению своих добрых дел, за которые человек получит воздаяние. Ведь любое богатство и капитал могут со временем иссякнуть, а добрые дела, совершенные ради довольства Аллаха, останутся.
А если так, то мусульманин, обладающий здравым рассудком, должен тратить свое время не на преходящее, а на вечное, что принесет ему пользу и в этом мире, и в ахирате. В Коране этим вопросам уделено много внимания. Также и наш Пророк (с.а.с.), который лучше всех понимал Коран и жил в соответствии с его указаниями, объяснил нам, что после смерти человек оставляет в этом мире и что забирает с собой в ахират. Он образно говорил о том, что три вещи проводят человека до могилы − это его родные, его имущество и его хорошие и плохие поступки. Первые две из них у могилы поворачиваются обратно, а третья остается с ним. То есть он забирает с собой свои земные дела и поступки, которые станут причиной воздаяния или наказания для него. Великие личности ислама вывешивали у себя на стене для назидания одну табличку, украшенную великолепными узорами. Каждый, кто внимательно всматривался в эту таблицу, среди узоров мог прочитать на ней всего лишь одно слово: «Ничто!» А ведь на самом деле, при внимательном рассмотрении можно увидеть, что все преходящие блага этого мира со временем превращаются в одно огромное «ничто».
Пікірлер